______ Получи услугу:
Помощь в приватизации
Узаконить перепланировки
Вход  Подбор    Добавить    Сервис  Документы    Форум    Ссылки  
 +  -    
  законодательство  недвижимость  статьи
   бизнес
   земля
   инвестиции
   инновации
   ипотека
   лизинг
   политика
   рынок
   финансы
   экология
   экономика
   прочее
  
 Закажите подбор недвижимости
статьи  >  прочее
Законы времени и судьбы
Проверьте историю объекта
================================================================

Нефилологический взгляд на творчество Велимира Хлебникова

Василий Бабков

Василий Васильевич Бабков - доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники. В полном виде очерк будет напечатан в журнале "Человек". Книга "Доски Судьбы" выходит в свет в издательстве "Согласие".

НАЧИНАЯ приблизительно с 1962-го (когда в Калифорнии вышла в свет монография В.Ф. Маркова о больших поэмах Велимира Хлебникова ) в мировой россике и славистике интерес к творчеству Велимира-Виктора Хлебникова-Зангези остается постоянным. Беглого взгляда на накопившуюся в результате этого интереса сумму литературы достаточно, чтобы заключить о значимом зиянии в корпусе текстов Хлебникова , доступного читателю и вовлеченного в научный обиход. От чего бы ни отталкивался исследователь (или почитатель) Хлебникова , он неизбежно приходит к выводу - не обязательно явно высказанному, - что для более адекватной трактовки любой конкретной темы, любого крупного произведения следует познакомиться с законами времени и "Досками Судьбы".  

"ПРИНАДЛЕЖУ К МЕСТУ ВСТРЕЧИ ВОЛГИ И КАСПИЯ МОРЯ"

Виктор Владимирович Хлебников "родился 28 октября 1885 года в стане монгольских исповедующих Будду кочевников - имя "Ханская Ставка", в степи - высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имен)".

Отец, Владимир Алексеевич, натуралист-орнитолог, служил тогда попечителем Малодербетовского округа. Он серьезно занимался обычаями и историей астраханских калмыков, и неудивительно, что Хлебников с детства знал о зурхачин моди - калмыцких (собственно, тибетских) досках судьбы.

" Зурхачи " (астрологи) прилагали свое мастерство в двух областях. "1) Математическая область: вычисление времени. У калмыков нет постоянного календаря, и поэтому все календарные сведения добываются по мере надобности каждым зурхачи отдельно. 2) Гаданье о счастье, здоровье и будущем спасении людей, о благоприятных и пагубных обстоятельствах жизни и проч., - писал в 1893 году Иродион Житецкий . - У каждого зурхачи , как необходимая принадлежность его специальности, кроме рукописей, есть еще доска для вычислений и особенная таблица под именем " тан-шим ", в которой сгруппированы все данные для предсказаний. Доска зурхачи делается из крепкого дерева и имеет около 1 аршина длины и вершков 6 ширины (то есть около 90 на 27 см. - В.Б.); сверху середина выдолблена в палец глубины, так что ее окружает род маленького валика. Зурхачи пишет на ней заостренной палочкой, насыпая предварительно мелкой пыли. Прежде чем начать писать, каждый раз зурхачи совершает символическую молитву - ставит и стирает ряд особых знаков по разным направлениям доски".

На 1903-1905 годы приходятся события, определившие судьбу Хлебникова . В 1903-м он поступил на математическое отделение Физмата Казанского университета. В годовщину университета, 5 ноября, произошла неразрешенная студенческая демонстрация. По позднейшим воспоминаниям матери, отец пошел и уговаривал Витю уйти, но он не ушел. На улицу двинулась конная полиция, но он не бежал, а остался. "Надо же было кому-нибудь и отвечать", - объяснял он потом.

Кони, готовые растоптать его, в последний миг остановились.

Потом был месяц тюрьмы. После тюрьмы он совершенно изменился.

18-летним юношей Хлебников пишет завещание ("Пусть на могильной плите прочтут…"), где излагает, как итог жизни, программу будущих дел. В разделе "О пяти и более чувств" завещания Хлебников рассказывает, как после этих потрясений изменилась его психофизиология:

"Пять ликов, их пять, но мало. Отчего не: одно оно, но велико?

Узор точек, когда ты заполнишь белеющие пространства, когда населишь пустующие пустыри?

…То есть, как треугольник, круг, восьмиугольник суть части плоскости, так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки этого одного великого, протяженного многообразия.

Оно подняло львиную голову и смотрит на нас, но уста его сомкнуты.

…Так есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки или в плач ребенка, станет им.

…Осветило ли хоть раз ум смертного такое многообразие, сверкнув, как молния соединяет две надувшиеся тучи, соединив два ряда переживаний в воспаленном сознании больного мозга.

Может быть, в предсмертный миг, когда все торопится, все в паническом страхе спасается бегством, спешит, прыгает через перегородки, не надеясь спасти целого, совокупности многих личных жизней, но заботясь только о своей, …может быть, в этот предсмертный миг в голове всякого с страшной быстротой происходит такое заполнение разрывов и рвов, нарушение форм и установленных границ".

В апреле 1904 г. пришло известие о бессмысленной смерти людей при гибели броненосца "Петропавловск" в Японской войне; в феврале и мае 1905-го - о множестве смертей при Мукдене и Цусиме. Потребность отвечать, проявившаяся в студенческих беспорядках, теперь стала ответственностью за смерти. На Троицу 1905 года Хлебников записал на коре березы обещание найти оправдание смертям:

Слушай! Когда многие умерли

В глубине большой воды

И родине ржаных полей

Некому было писать писем,

Я дал обещание,

Я нацарапал на синей коре

Болотной березы

Взятые из летописи

Имена судов,

На голубоватой коре

Начертил тела и трубы, волны, -

Кудесник, я хитр , -

И ввел в бой далекое море

И родную березу и болотце.

Что сильнее: простодушная береза,

Или ярость железного моря?

Я дал обещанье все понять,

Чтобы простить всем и все

И научить их этому.

В египетской мистерии "Ка-2" Хлебников говорит о содержании обретенной жизненной задачи:

"Я участвовал в большой битве мертвецов пространства и войск времялюда , время юношей и три осады занимали мой мозг.

Башня толп, башня времени, башня слова".

В другой мистерии, "Скуфья Скифа", он повторяет:

"Я помнил слова седого жреца: "У вас три осады: осада времени, слова и множеств".

Хлебников ни на миг не оставляет свою тройную задачу, то есть не памятью помнит, а беспрерывно занимается ее разрешением. "Осада слова" нашла разрешение в корнесловии и звездном языке. "Осада времени" и "осада множеств" вылились в открытие законов времени, которым посвящены "Доски Судьбы".

Хлебников, по воспоминаниям собеседника, говорил: "Кеплер писал, что он слушает музыку небесных сфер. Я тоже слушаю эту музыку, и это началось еще в 1905 году. Я ощущаю пенье вселенной не только ушами, но и глазами, разумом и всем телом".

На Троицу 1905 года Хлебников, теперь студент естественного отделения, был в натуралистической экспедиции на Урале. В 1908-м он перевелся в Санкт-Петербургский университет. Осенью 1909-го он перешел на Факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, а затем на славяно-русское отделение Историко-филологического факультета. К тому времени, как в 1911-м его отчислили, Хлебников уже год собирался выйти из университета: он делил время между Академией стиха и занятиями числами.  

"ГОЛОВА ВСЕЛЕННОЙ"

Наука (поэзия и проч.), реально творимая живыми людьми в определенную эпоху, опирается на нечто, вне науки находящееся, - на жизненное отношение к окружающему, свойственное времени и месту. Ибо научное исследование возможно, когда объяснение идет не дальше некоего уровня представлений, принимаемого научным сообществом как данное, - научной мифологии.

Хлебников - с одной стороны, Вавилов, Планк, Эйнштейн - с другой, питались одной и той же мифологией, почерпая из нее исходные интуиции. Коснуться некоторых концепций нового естествознания начала века полезно, чтобы расширить круг ассоциаций для более полного понимания Хлебникова . Ведь Хлебников обладал серьезными познаниями во множестве областей, он знал обо всех вещах именно то, что нужно знать, и последовательно уничтожал указатели на контекст истолкования. Вообще же его творчество ориентировано не на анализ, не на истолкования, но на мгновенное постижение-озарение: сразу и во всей полноте. Сказывают, что Моцарту "чудится, что он слышит всю симфонию от начала до конца сразу, одновременно, в один миг!".

Хлебниковское понимание пространства и времени резко расходится с классическими представлениями и близко так называемому новому естествознанию. "Человек есть местовременная точка", - так Хлебников выражает единство пространства-времени. Время имеет субъективное значение для мыслящей личности: "Жизнь есть частное числа дел и количества времени". В отождествлении времени-дления с жизнью - основа привлекательности хлебниковского понимания времени: "Заря будущего мирно пасется рядом с тенями прошлого". Все это указывает на серьезные разногласия хлебниковского понимания оформленного, ожизненного , одухотворенного времени-пространства с ньютоновским пониманием голого пространства и мертвого времени.

В 1922 г. молодой русский физик Александр Фридман выдвинул представление о нестационарной расширяющейся Вселенной как основе математической модели космогонии (он а обсуждалась уже после смерти Хлебникова ).

Нестационарная модель оказалась тогда делом неловким: допуская, что Вселенная подвержена изменениям, мы неизбежно придем к выводу, что у нее будет конец и было начало, то есть к идее Творца. Впрочем, идея пульсаций Вселенной давно уже никого не смущает; на ней основаны представления о первичном раздувании Вселенной и Большом Взрыве - "каменеющий крик" Хлебникова ; порой речь идет о последовательности взрывов, "крик за криком". Сжатие и схлопывание Вселенной начинают ночь Брамы, когда времени больше не будет. Ночь проходит, перед зарей дня и новым возникновением времени "вся Вселенная была широко раскрытый клюв ворона". В космогонических мифах первый символ - яйцо или голова, окруженная тьмой, отсюда ворон. Ной послал ворона после потопа, тот не вернулся в ковчег. По сакральному чтению Писания тогда началось создание Вселенной; ворон - это голова Вселенной, где творятся боги, небеса, земля. Отсюда название вещи Хлебникова : "Голова Вселенной".

Рассмотрим стихотворение, настолько богатое очевидными отсылками к различным контекстам осмысления, что может служить примером хлебниковского гипертекста. Мысль о пульсации Вселенной среди прочих Хлебников разъяснял весной 1920-го в Харькове А.Н. Андриевскому. Научные монологи перемежались репликами о стихах; на собеседника особенное впечатление произвело "Ты же, чей разум…" из свежего сборника "Пути творчества" (Харьков, 1919):

Ты же, чей разум стекал,

Как седой водопад,

На пастушеский быт первой древности,

Кого числам внимал

И послушно скакал

Очарованный гад в кольцах ревности,

И змея плененного пляска и корчи,

И кольца, и свист, и шипение,

Кого заставляли все зорче и зорче

Шиповники солнц понимать точно пение,

Кто череп, рожденный отцом,

Буравчиком спокойно пробуравил,

И в скважину надменно вставил

Росистую ветку Млечного Пути,

Чтоб щеголем в гости идти,

В чьем черепе, точно стакане,

Была росистая ветка черных небес,

И звезды несут вдохновенные дани

Ему, проницавшему полночи лес.

Хлебников, записав вариант для Андриевского, заметил:

"Самая важная в нем строчка - это "шиповники солнц понимать словно пение". В ней в самой краткой форме я утверждаю свою убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности ее измерить. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца. А такт пульсации электрона так мал, что никакими ныне существующими приборами не может быть измерен. Когда в итоге остроумного эксперимента этот такт будет обнаружен, кто-нибудь по ошибке припишет электрону волновую природу. Так возникнет теория лучей вещества".

Тогда же Хлебников сказал, что он слушает музыку сфер. Закончим стихотворение - эта "гордая, полная вызова и веры в победу" вещь написана 7.XII.1917:

Я, носящий весь земной шар

На мизинце правой руки,

- Мой перстень неслыханных чар -

Тебе говорю: Ты!

Ты вспыхнул среди темноты.

Так я кричу, крик за криком,

И на моем каменеющем крике

Ворон священный и дикий

С овьет гнездо и вырастут ворона дети,

А на руке, протянутой к звездам,

Проползет улитка столетий!

Блаженна стрекоза, разбитая грозой,

Когда она прячется на нижней стороне

Древесного листа.

Блажен земной шар, когда он блестит

На мизинце моей руки!  

Я УМЕР И ЗАСМЕЯЛСЯ"

Мнимая единица (т. е. квадратный корень из -1) у Хлебникова связан со специальной теорией относительности, давшей предельную мировую скорость. Общую теорию относительности символизирует новая геометрия - "знамя Лобачевского логов":

Перед закатом в Кисловодск

Я помню лик, суровый и угрюмый,

Запрятан в воротник:

То Лобачевский - ты,

Суровый Числоводск .

Для нас священно это имя.

"Мир с непоперечными кривыми"

Во дни "давно" и весел

Сел в первые ряды кресел

Думы моей,

Чей занавес уже поднят.

Из Общей теории относительности возьмем тему: Анри Пуанкаре против Альберта Эйнштейна. Пуанкаре рассуждал так. Астрономические наблюдения позволят решить вопрос, истинна ли геометрия Лобачевского (или Римана). Но то, что мы называем прямой линией в геометрии, это просто путь светового луча. Тогда если, скажем, истинна не-Евклидова геометрия, то нам остается выбор между двумя возможностями. Мы могли бы: 1) отказаться от Евклидовой геометрии. Или же мы могли бы: 2) принять другие законы оптики и допустить, что свет не распространяется точно по прямой линии. (При измерениях мы должны также добавить новые законы, устанавливающие, что все твердые тела подвергаются некоторым сокращениям и расширениям.) Пуанкаре предпочел вторую возможность, а Эйнштейн ее исключил - ради простоты системы физики.

Какова основа для выбора Евклидовой или не-Евклидовой структуры физического пространства? Удобно избежать поправочных коэффициентов. Определяем единицу длины как длину изменяющегося стержня - независимо от температуры, магнитных и упругих сил, сильной или слабой гравитации. Логических противоречий в этом нет, но этот выбор приводит физика к довольно сложной картине мира: всякий раз, как пламя подносится к стержню - все другие предметы в космосе, включая удаленные галактики, немедленно сжимаются. Для Эйнштейна такая плата была велика и выбор нецелесообразен.

Читателю предлагается решить, на каких физических реалиях (или математических?) основана тема рукописного фрагмента Хлебникова :

Я умер и засмеялся

просто большое стало малым,

малое большим

просто во всех членах уравненiя Мiра

знак да заменен знаком нет.

Таинственная нить уводила меня

в мiр бытия и я узнавал

вселенную внутри моего кровяного шарика.  

"ОСАДА ВРЕМЕНИ"

В конце века космология начинает смыкаться с изучением элементарных частиц, например в случае полузамкнутых вселенных с квантовым поведением, - такие объекты называются " фридмоны ".

Моделью теории единого поля, к которой стремился Эйнштейн, служат чистые законы времени. "Атомная бомба - разорвана!" - воскликнул Хлебников по случаю вывода изящной формулы, связавшей удар волны света, сутки Сатурна и Юпитера, порог простой реакции человека.

Теоретическая часть работы с элементарными частицами, связанная с законами сохранения, включая теорию суперструн (струны и брэйны ), имеет тенденцию превратиться в общую теорию симметрии - гимны ее величию мы находим везде у Хлебникова , в каждом произведении.

Гамма будетлянина из "Нашей основы" дает параллель идеям новой физики - и, пожалуй, предвидение ее развития.

"Мы знаем про гаммы индусскую, китайскую, эллинскую.

Присущее каждому из этих народов свое понимание звуковой красоты особым звукорядом соединяет колебание струн. Все же богом каждого звукоряда было число. Гамма будетлянина особым звукорядом соединяет и великие колебания человечества, вызывающие войны, и удары отдельного человеческого сердца. Если понимать все человечество как струну, то более настойчивое изучение дает время в 317 лет между двумя ударами струны.

…317 лет - не призрак, выдуманный больным воображением и не бред, но такая же весомость, как год, сутки земли, сутки солнца.

Гамма состоит из следующих звеньев: 317 дней, сутки, 237 секунд, шаг пехотинца или удар сердца, равный ему во времени, одно колебание струны А и колебание самого низкого звука азбуки - У.

…Эта гамма сковывает в один звукоряд войны, года, сутки, шаги, удары сердца, то есть вводит нас в великое звуковое искусство будущего.

…Если взять ряд 133225 лет для колебаний материков, понимаемых как плоские струны, 317 лет для колебаний струны войн, год и 317 дней для жизни памяти и чувств суток, 237 секунд, 1/80 и 1/70 часть минуты, и 1/439 и 1/426 части секунды, то перед нами будет цепь времен, а 1 , а2, а3, а4, … аn-1, an , связанный по такому закону: an в 365 или в 317 раз менее an-1. Этот ряд убывающих времен и есть гамма будетлянина .

Вообразите парня с острым беспокойным взглядом, в руках у него что-то вроде балалайки со струнами, Он играет. Звучание одной струны вызывает сдвиги человечества через 317. Звучание другой - шаги и удары сердца, третья - главная ось звукового мира. Перед вами будетлянин со своей "балалайкой". На ней прикованный к струнам трепещет призрак человечества. А будетлянин играет: и ему кажется, что вражду стран можно заменить ворожбой струн".  

МУЗЫКА СФЕР

Известную мысль Лейбница "Музыка есть тайное упражнение в арифметике ведущей счет, но не сознающей этого души" Хлебников вывернул наизнанку: он явно ведет счет, но окружающие не осознают, что его душа слушает музыку сфер.

Весной 1919-го, составляя предисловие к собранию творений (которое не состоялось), Хлебников писал:

"Законы времени, обещание найти которые было написано мною на березе … при известии о Цусиме, собирались 10 лет.

Блестящим успехом было предсказание, сделанное на несколько лет раньше, о крушении государства в 1917 году".

Предсказание напечатано в первой увидевшей свет книге Хлебникова "Учитель и Ученик" (1912), которая начала ряд работ, ведущих к законам времени и "Доскам Судьбы".

"Ученик. Я не смотрел на жизнь отдельных людей; но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность…

Я искал правила, которому подчинялись народные судьбы. И вот я утверждаю, что года между началами государств кратны 413.

Что 1383 года отделяют паденья государств, гибель свобод.

Что 951 год разделяет великие походы, отраженные неприятелем. Это главные черты моей повести…

Это еще не все. Я вообще нашел, что время z отделяет подобные события, причем z = (365 + 48y) x , где y может иметь положительные и отрицательные значения…

Половцы завоевали русскую степь в 1093 году через 1383 года после падения Самниума в 290 году.

Но в 534 году было покорено царство Вандалов; не следует ли ждать в 1917 году падения государства?"  

"ХУДОЖНИК ЧИСЛА"

Чистые законы времени основаны на степенях двойки и тройки, первых четном и нечетном числах:

"Мой основной закон времени: во времени происходит отрицательный сдвиг через 3n дней и положительный через 2n дней; события, дух времени становится обратным через 3n дней и усиливает свои числа через 2n дней; между 22 декабря 1905 московским восстанием, и 13 марта 1917 прошло 212 дней; между завоеванием Сибири 1581 г. и отпором России 1905 25 февраля при Мукдене прошло 310 + 310 дней.

Когда будущее становится благодаря этим выкладкам прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает и оно походит на поле впереди и поле сзади, становится своего рода пространством".

Малые степени тройки ( x = 3m + 3n) относятся к жизни отдельных людей, управляя возмездием или сдвигами в строении общества:

"Самодержец Николай Романов был 16.VII.1918 г. расстрелян через 37 + 37 после роспуска Думы 22.VII.1906 г....

Правительство Милюкова-Керенского 10.III.1917 г. возникло за 35 до правительства Ленина - Троцкого - 10.XI.1917 г."

Оправляясь от октября 1917 г., Хлебников строил "Взгляд на 1923-й год", предсказание ударов расширения и ослабления советской власти. Елена Саканян , продолжая "Взгляд" на основе законов времени, построила "Паутину Времени" для своего фильма "Путешествие с Двойником" (Первые хлебниковские игры, 1992). Вверх от узлового 1917-го идут удары расширения власти, через 2n дней: годы 1921, 1923, 1929, 1939 и неожиданный рецидив советской власти - 2007 год. Вниз от 1917-го - удары ослабления власти, через 3n дней: 1929 (двойной смысл года), 1941, 1953, 1962 ( Карибский кризис), 1989 и конец власти - 2025 год.

Хлебников утверждает универсальность законов времени (тем самым он называет некоторые темы "Досок Судьбы"):

"Если существуют чистые законы времени, то они должны управлять всем, что протекает во времени, будет ли это душа Гоголя, "Евгений Онегин" Пушкина, светила солнечного мира, сдвиги земной коры и страшная смена царства змей царством людей, смена Девонского времени временем, ознаменованным вмешательством человека в жизнь и строение земного шара".

Точки сопряженных событий, подобных или противоположных по смыслу, находятся не рядом во времени: они разделены глыбами времени; время ломается на куски, и к одному куску относится дело и возмездие, военное нашествие и его остановка, взятие Искера дружиной Ермака и отпор движению русских на Восток при Мукдене .

В ходе знаменитых Полтавских экспедиций 1888 - 1891 гг. по изучению русских черноземов Василий Докучаев демонстрировал справедливость "закона содружества, мировой сопомощи и любви". Его область применения - обширные зональные пространства. Он долженствует дополнить "закон великого Дарвина - закон борьбы за существование", который применим к небольшому полю наблюдений. Так и Хлебников занят расширением сознания.

"Художник числа приходит на смену художнику слова и там, где была борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, враждующих кусков познания, что было содержанием и гордостью науки прошлого, появится единый кусок времени, единый закон граждан времени, обращающий недавних врагов в товарищей друг другу по единству закона времени".

Потому-то законы времени и "Доски Судьбы" стали ответом Хлебникова на вызов бессмысленных смертей - исполнением обещания "все понять, чтобы простить всем и все и научить их этому".  

"РАЗУМ МИРОВОЙ"

Попробуем приблизиться к разгадке второго заветного, после Велимира , имени Хлебникова : Зангези . В качестве исходной точки возьмем судьбу Хлебникова : это Волга, река Разина. Хлебников указывает на свою сопричастность Разину в знаменитом полиндромоне :

"Я Разин со знаменем Лобачевского логов.

Во головах свеча, боль; мене ман , засни заря".

Мимоходом упомянем одно из круга значений "мене ман ", из книги пророка Даниила. "И вот что начертано: мене, мене, текел , упарсин . Вот и значение слов: мене - исчислил бог царствие твое и положил конец ему..." (Дан 5, 25-26).

" Ман " = " Манас " - сердце, в психологическом смысле; орган познания; творческий принцип. Мысль, как ум, посредством которого она действует, есть сила или шакти . Корень " ман " значит "думать"; это также корень слова " Ман ", которое одно во всем творении значит "мыслитель".

Хлебников, и это самое интересное и важное, таков , что отнюдь нельзя сказать: это вот - верное толкование, а все иные - нет. Напротив, очень часто верно и то и другое, хотя бы первое не могло одновременно сосуществовать со вторым, и некоторое третье, и т.д. Так что следует говорить о порождении смысло-образом серии дискретных ликов, которые в итоге замыкают круг полного мира смысло-образа .

Истолкования Хлебникова хочется сравнить с квантовым представлением атома, опрокинувшим классическую механику с действующими причинами и открывшим для физики царство целей - конечных причин. Электрон может находиться на одном из серии предписанных энергетических уровней, иметь то или иное из разрешенных состояний. Пусть будет установлен частный энергетический уровень: но это лишь подробность, надо знать всю систему уровней. А это - то самое важное, что следует знать о каждой вещи - об электроне ли, о Хлебникове - "а не тьму унижающих их подробностей" (Елена Гуро ).

Так обстоит и с текстами Хлебникова : смысл рождается от встречи энергии текста с ответной энергией читателя. Смысл - результат сотворчества. Но если разные читатели обнаружат различные значения того же самого кусочка текста (и каждый может быть прав), то каков, так сказать, окончательный смысл? Быть может, полный цикл отдельных смыслов? Быть может, также вызванный импульсом текста процесс творчества?

В последние месяцы жизни Хлебников подготовил к печати итоговые вещи, двойники " Зангези " и "Доски Судьбы". Книга заканчивалась самоубийством Зангези : "Бритва, на! мое горло". В корректуре Хлебников дописал: " Зангези (входя): Зангези жив. Это была неумная шутка". На последней странице обложки - объявление: "Печатаются и скоро выйдут Доски Судьбы…"

Законы времени и Звездная азбука ( Ка значит преграду движению, Эль распределение по плоскости) отменяют старое калмыцкое гадание по бараньей лопатке:

Зачем мне летопись? Дневники свобод.

Лучше вытру доску для письмен

И поставлю Ка и Эль.

Довольно, не надо! зачем свободу на лопатке.

И Эль безмерное в движеньи

И Ка искусное в сраженьи

И пусть моряк из Вера-Круза

Разскажет : так в бою Ка и Эль дерутся.

В письмах 1921-1922 гг. повторяется тема: "Когда молчит печатный станок, я умер"; "В числах я зело искусил себя. И готов построить весну чисел, если бы работал печатный станок"; "Книга уже готова и написана языком уравнений. Это полотно, где одна только краска - число"; "Моя книга - мое главное дело, но она застряла на первом листе и дальше не двигается". Наконец, "Я надеюсь отпечатать закон времени и тогда буду свободен".

В мистерии "Лев" ( ок . 1915) Ка , египетский двойник души, вручил Хлебникову нить Тезея и провел по лабиринту жизни к месту его будущей смерти, северному морю.

" Ка положил мне руку на плечо и сказал: "Возьми часы и измерь во времени свои вздохи и эту слабость другой жизни. Помни об осужденных умереть на заре и держи нить"…

Одной рукой он держал меня за плечо - почти пригнув меня к полу, другой показал на окровавленного Ка Тезея. Тот вошел шумной походкой…

Ветер пробежал. Стало темно. Я поднял руку, в ней лежала нить, уходящая за двери. Мы взошли по семи ступеням к колодцу башни и оттуда смотрели на звездное небо, и увидели степь и ее красные и белые пески…

Я до боли стиснул нить и вспоминал …где и когда?

- Идем, - сурово заметил Ка .

Он привел меня к другому морю. Это не то море, у которого я родился, целый материк суши лежал между нами. Я подошел, и водопад чисел падал сквозь меня от моря родного к этому.

Я разделся, и когда волны, вдруг угрожая и пенясь, с шумом и гамом пошли на меня, я вспомнил одну улицу Казани, узкую, белую от солнца, палящего ноги коннице, несущейся на нас.

Он остался на месте . И вдруг остановилась на месте и закипевшая телом большого морского чудовища, с злыми глазами толпа коней, почти наступившая мне на ноги. Я остался цел, меня не тронул никто, хотя я не тронулся с места".

Ка заранее показал Хлебникову его где, у истоков Волги. Когда - станет известно по исполнении обета.

"Люди моей задачи часто умирают 37-ми лет, мне уже 37 лет", - заметил Хлебников.

Весной 1922 Хлебников поехал к Митуричам в Санталово Новгородской губ ., к истоку Волги. Вскоре по приезде он тяжело заболел и, проболев месяц, умер 28 июня 1922 года. В списке странствий под этой датой последняя запись: Свобода. - Так Волга своим руслом замкнула круг жизни Хлебникова .

"Когда судьбы выходят из береговых размеров, как часто заключительный знак ставят силы природы".

science.ng.ru

наверх Загрузок: 4165    всего просмотров  25.04.2004