Вход  Подбор    Добавить    Сервис  Документы    Форум    Ссылки  
 +  -    
  законодательство  недвижимость  статьи
   бизнес
   земля
   инвестиции
   инновации
   ипотека
   лизинг
   политика
   рынок
   финансы
   экология
   экономика
   прочее
  
 Вся недвижимость Сант-Петербурга
 Проверка на безопасность сделки
статьи  >  политика
Россия на рубеже – стратегия власти
================================================================

ПРОЕКТ

Москва – Новгород

Проект разработан авторским коллективом в следующем составе:

  • Прусак М.М., д.э.н. — руководитель проекта
  • Алпатов А.А ., к.э.н.
  • Беляев СТ., д.т.н., профессор
  • Бурбулис Г.Э., к.ф.н., доцент
  • Дешалыт Г.Л ., к.э.н ., заслуженный экономист РФ
  • Каллистов И.А ., к.э.н.
  • Кочикян В.П., д.э.н ., профессор
  • Кошкин В.И., д.э.н ., профессор
  • Подопригора В.Н.
  • Райзберг Б.А., д.э.н ., д.т.н ., профессор
  • Севрук М.А ., д.э.н ., профессор
  • Семенушкин М.И., к.э.н.
  • Трофимов В.В., к.в.н.
  • Яковлев В.М., д.э.н ., профессор

В подготовке проекта принимали участие: директор комбината Зорников В.С., академик РАН Неки-пелов А.Д ., д.э.н. Шупыро В.М.

Предисловие

Экономическая и политическая ситуация в России достигла такого состояния, когда необходимы перемены в стратегии управления страной.

Проект содержит основные подходы к обеспечению выживания и выхода страны из политического, экономического и финансового кризиса и предусматривает эволюционные изменения в системе государственного управления и проведении экономических реформ, сопровождающиеся необходимыми политическими переменами.

Богатый опыт России свидетельствует, что в критические моменты нашей истории удавалось находить решения самых острых проблем благодаря здравомыслию, взвешенным подходам. Любые реформы нуждаются в наличии социальной базы. Наша идея — опереться на “достижительных” людей, которых объединяют интересы дела.

России нужна государственно-регулируемая экономика, основывающаяся на рыночных отношениях. В то же время ясно, что цивилизованный рынок в России невозможен без единой властной вертикали, отсутствие которой порождает потерю управления со стороны государства и общества и переход его в руки коррумпированных группировок.

Проект в концентрированном виде выражает позицию авторов по поводу путей и способов выживания российской экономики. Он отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы преодолеть кризис. На его основе надлежит выработать более детальную программу, показывающую, как именно надо проводить социально-экономические реформы во всех звеньях системы управления, какой должна быть технология их осуществления.

В работе использованы такие источники, как программы проведения экономических реформ в России и антикризисные программы, предлагавшиеся и осуществлявшиеся в период с 1992 по 1998 год, а также материалы и предложения ряда ученых и практиков, изложенные в научной литературе. Авторы особо признательны общественным и государственным деятелям, ученым, сделавшим ряд ценных замечаний по содержанию проекта.

Раздел I

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Тяжелое состояние российской экономики настолько очевидно, что не нуждается в дополнительной иллюстрации. Однако любое движение вперед требует ясного представления об отправной точке, в которой мы находимся. В связи со сказанным охарактеризуем нынешнее положение дел в российской экономике. При этом подчеркнем, что и десять лет тому назад экономическая картина в России была безрадостной, по большинству важнейших показателей страна значительно отставала от мирового уровня.

Важнейший показатель экономического положения страны и благосостояния народа — валовой внутренний продукт страны в целом и в расчете на душу населения. В 1998 году ВВП России составил пример но 250 миллиардов долларов, или ориентировочно 1700 долларов на человека в год (140 долларов в месяц). Годовой валовой внутренний продукт США составляет примерно 7 триллионов долларов, или 28 000 долларов на человека в год (2300 долларов в месяц). Мы отстали от США в 18-20 раз. За период с 1990 по 1998 год валовой внутренний продукт России снизился более чем в два раза.

Еще хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Так, федеральный бюджет России на 1999 год запланирован в сумме 21 миллиардов долларов, а вместе с бюджетами субъектов Федерации составит примерно 40 миллиардов долларов, что в 50 раз ниже в сравнении с США, где лишь одни расходы федерального бюджета на оборону составляют 280 миллиардов долларов.

Уровень средней заработной платы и пенсий в России ниже, чем в США, в 20-25 раз, а минимальный уровень месячных доходов соответствует сумме, которую работник в развитых странах зарабатывает за несколько часов рабочего времени при самой низкой оплате труда (от 3 до 5 долларов в час).

В течение последних 7 лет реальные расходы консолидированного бюджета России превосходили его реальные доходы примерно в 1,3 раза, бюджетный дефицит достигал в среднем 5% валового внутреннего продук та при сложившемся в мире уровне 2,5%. Характерно, что в этот период наблюдалось практически непрерывное снижение доли валового внутреннего продукта, образующей доходы государственного бюджета (к 1999 году эта доля снизилась с 45% до 25%). А это означает, что вместо предусмотренной законами страны высокой налоговой нагрузки на доходы физических и юридических лиц, составляющей примерно 60% общей величины доходов, в бюджет вносится 25% дохода, или 40% предусмотренного законом уровня, остальные налоги и платежи не вносятся.

Непомерными стали внешний и внутренний государственный долг как следствие покрытия дефицита государственного бюджета посредством займов и использования кредитов на другие цели. Первопричина кроется в низкой эффективности функционирования экономики. При реальной рентабельности действующего производства, измеряемой величиной 8—10%, и наличии множества убыточных предприятий привлечение финансовых ресурсов по более высоким ставкам кредитного процента становится разорительным для заемщика, инвестора. За период с 1991 по 1998 год внешний долг России увеличился с суммы 90 миллиардов долларов (унаследованный Россией долг Советского Союза) до величины порядка 150 миллиардов долларов. В то же время возможности возврата России долгов со стороны таких стран, как Куба, Ирак, Ливия, Ангола, Эфиопия, Сирия, могут быть реализованы лишь в небольшой степени. Внутренний государственный долг оценивается нами величиной примерно в 1 триллион рублей, не считая вкладов населения в сберегательный банк России, сделанных до 1992 года и съеденных инфляцией.

В 1998 году сохранилось положительное сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом составило примерно 10%). Оно достигнуто за счет снижения импорта вследствие отсутствия валюты для закупок необходимых товаров за рубежом. В то же вре мя за последние годы импортная зависимость страны непрерывно возрастала и достигла по продовольствию примерно 50% общего уровня потребления.

Глубокий спад производства лежит в основе экономического и финансового кризиса. За последние 8 лет объем промышленного производства снизился более чем вдвое, а в отдельных отраслях промышленности, таких, как например, легкая, объем производимой продукции уменьшился в 6—7 раз, что опять-таки углубляет импортную зависимость России. Не произошла намечавшаяся конверсия военно-промышленного комплекса России. В тяжелом состоянии находится отечественное машиностроение.

Огромную опасность представляет старение основных средств производства, включая как производственное оборудование, так и здания, сооружения. Недостаточность оборотных средств предприятий, текущие расходы, растущие вместе с ценами, низкая прибыль не дают возможности выделять средства для восстановления производственного потенциала.

До сих пор не удалось преобразовать неблагоприятную отраслевую структуру, ориентированную преимущественным образом на добычу и первичную обработку экспортируемого сырья при значительно меньшей доле отраслевых производств, производящих конечную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.

Обостряются экологические проблемы в связи с несовершенством технологии производства, недостаточными затратами на охрану окружающей среды, накоплением собственных и поставляемых для переработки вредных отходов.

В свете сложившейся экономической ситуации на первый план выходят проблемы жизнеобеспечения населения средствами существования, в первую очередь пищей, теплом, услугами. Необходимо перенести центр тяжести на подъем отечественного сельскохозяйственного производства, отказавшись от политики наращивания закупок продовольствия за рубежом. Российская топливно-энергетическая промышленность способна обеспечить внутренние потребности страны в тепле и в энергии, но так как энергетические ресурсы представляют основной вид российского экспорта, возникает проблема рационального разделения добываемых, производимых ресурсов между внутренним потреблением и экспортом.

Удовлетворение жизненных потребностей народа зависит не только от наличия средств существования, но и от их доступ н ости для населения в целом и для каждого человека. Это проблема несоответствия денежных доходов населения и цен на товары и услуги. Только за один 1998 год реальные доходы населения снизились на 18%. Не приходится говорить о желательном уровне денежных доходов населения, но государство обязано и имеет возможность поддержать денежные доходы с учетом складывающихся рыночных или регулируемых цен на том уровне, который предотвращает голод и позволяет оплатить коммунальные услуги. Это важнейшая социальная задача.

Обостряется проблема занятости. Хотя статистически фиксируемый уровень безработицы, составляющий около 10%, еще не достиг своего потенциального возможного критического значения, в действительности существует скрытая безработица.

Естественная для рыночной экономики дифференциация доходов, накоплений, имущественных ценностей обрела предельный характер в виде противостоящих полюсов бедности, нищеты одних и бравирующего изобилия материальных и денежных богатств у других.

К числу серьезных проблем относится нестабильность и неупорядоченность денежного обращения в России. В стране параллельно обращаются рубль и доллар, но при этом доллар играет роль ключевой валюты, стал желанным товаром, его курс определяющим образом влияет на цены. По приближенным оценкам за последние десять лет на руках у населения скопилось 50 миллиардов долларов, а за границу утекло 100—150 миллиардов долларов. Это пока утерянные для экономики страны средства обращения и инвестиции.

В то же время недостаточность оборотных денежных средств у субъектов хозяйствования и стремление обратить временно свободные средства в иностранную валюту приводят к перерождению товарно-денежных отношений в бартер. Аналогично действует и система взаимозачетов, вытесняющая деньги из естественного оборота.

Инфляция и падение валютного курса рубля способствуют экспорту и обесцейивают внутренний долг, что смягчает финансовый кризис, но в то же время они оказывают негативное воздействие на экономику и социальную сферу вследствие некомпенсируемого доходами роста цен, ограничения возможностей и снижения выгодности импорта. Но, что еще хуже, высокий уровень инфляции и падение валютного курса рубля приводят к нестабильности и непредсказуемости экономической ситуации в стране. Возможность полноценного вхож дения России в мировой экономический и финансовый рынок в подобных условиях становится иллюзорной. Мы не можем участвовать в мировой экономике со своими правилами экономического поведения. Либо надо принимать общие правила, либо мировой рынок нас отторгнет на обочину, где Россия уже практически оказалась, обладая ничтожной долей международного товарооборота, составляющей не более 2%.

Чрезвычайно высокая ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком России, практически ставит крест на кредитовании реального сектора экономики со стороны коммерческих банков и реализации на этой основе инвестиционных и инновационных проектов.

Не решены до конца проблемы финансовых взаимоотношений между федеральным Центром, субъектами Федерации, муниципальными территориальными образованиями. Все уровни признают принципы бюджетного федерализма, но каж дый тянет лоскутное одеяло денежных доходов бюджета на себя.

Социально-экономические проблемы в России усугубляются криминализацией экономики, разворовыванием национального богатства, бурным расцветом разных преступных форм теневой экономики. Происходит потеря управляемости экономикой со стороны государства, общества, рынка. При переходе от централизованной к рыночной экономике предполагалось, что упраздненные функции планового управления заменит рыночное саморегулирование. Но подлинный рынок товаров, услуг, денег, валюты, ценных бумаг, труда в России пока не сформировался.

Подобная ситуация подрывает национальную безопасность России, в связи с чем проблема достижения экономической и социальной стабильности обладает в настоящее время высшим приоритетом.

При всей сложности экономической и финансовой ситуации в современной России было бы неправомерным утверж д ать, что экономика страны рухнула. Россия сохраняет природный и трудовой потенциал, обладает производственными мощностями и интеллектуальными ресурсами, достаточными для поддержания жизнедеятельности и стабилизации экономической ситуации в стране, а также обеспечения последующего подъема производства. Е динственное, чего нам не хватает, — это реальной программы действий и эффективной системы власти.

Россия способна справиться с социально-экономическими проблемами. Если финансовая и материальная поддержка России со стороны других стран не будет оказана, то период преодоления кризисных явлений в экономике намного затянется.

Настоящий проект намечает направления социально-экономической политики страны, необходимой для обеспечения стабилизации и перехода от спада к подъему экономики.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Коллектив авторов занимает в целом самостоятельную позицию, не примыкая к какой бы то ни было политической партии России или политическому движению.

Необходимо избавиться от бесплодных политических дискуссий и взаимных обвинений. Как это ни печально, мы обязаны признать, что Россия, обладающая огромным географическим, природным, трудовым потенциалом, превратилась в третьеразрядную страну.

Экономическая отсталость России не может быть преодолена в связи со слабостью государства, потерей государственного управления. Абстрактные представления о рыночном саморегулировании опровергнуты реальным функционированием экономики. Сегодня стало ясно, что сильная государственная власть — неизбежный атрибут рыночной экономики в России.

Стратегия сильной власти должна быть воплощена в конкретные формы государственного управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне субъектов хозяйственной деятельности посредством строгого выполнения законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов.

Функционирующая в России лоскутная многопартийная система не способствует формированию единой государственной экономической политики. Сегодня действуют по существу не партии, а возглавляющие их элитарные группы, выражающие либо собственные интересы, либо интересы узких слоев населения. Именно поэтому ни одна из них не оказалась способной выработать общенациональную, общегосударственную российскую и дею, пользующуюся поддержкой большинства населения.

Сегодня нужна четко выстроенная пирамида власти, способная управлять страной исходя из задачи стабилизации и подъема экономики. В России пока нет базы для формирования полноценных политических партий, функционирующих на демократической основе. Но страна способна избрать демократическим путем представительную власть, на конституционной основе сформировать профессиональную исполнительную власть, образовав единую жесткую вертикаль власти, олицетворяю щ ую собой на данном этапе “партию власти”.

Все субъекты управления, входящие в пирамиду власти, образуют “партию власти”, которая призвана на данном этапе заменять отсутствующую в России правящую политическую партию.

Под “партией власти” мы понимаем государственную систему управления экономическими, социальными, политическими процессами, построенную на основе сочетания выборности и назначаемости, выстроенную по иерархическому принципу во главе с Президентом РФ.

“Партия власти” должна опираться на экономически и социально активные слои общества.

Представители власти должны обладать четкими властными полномочиями. Власть должна быть не источником экономических выгод, а компетентным ответственным служением. Плата, получаемая за власть, — это не богатство для себя и своих близких, а доброе имя и признание в истории, и самое главное — благосостояние людей и процветание страны.

В современной России большинство политических лидеров используют для достижения власти протест ное сознание основной массы населения. Естественное недовольство людей бедственным экономическим положением политики ловко превращают в голоса избирателей. Необходимо противостоять проникновению во власть носителей политического и национального экстремизма.

Предлагая данную работу, авторы были обязаны задуматься над вопросом: “На кого опирается предлагаемый проект и чьи интересы он выражает?”

Опираемся мы, прежде всего, на слой успешных собственников и инициативных предпринимателей. Именно они, действуя совместно и с мастеровыми рабочими, и с любящими землю крестьянами, и с активными компетентными представителями здравоохранения, образования, науки и культуры, и с добросовестными государственными служащими, и с инженерами-производственниками, и с кадровыми офицерами, и, наконец, с миллионами российских граждан, которые не находили до сих пор достойного приложения своих сил и способностей, призваны укрепить жизнеспособность страны в интересах всего общества.

Межпрофессиональное сотрудничество “достижительных”, социально ответственных людей — человеческая основа нашего проекта.

Выработать четкие правила государственной, экономической жизни, вооружить ими людей, осуществить меры, обеспечивающие достижение практических результатов, — наша главная задача.

3. СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Россия призвана быть президентской демократической республикой, основанной на действующей Конституции, с внесением в нее поправок в целях упорядочения системы государственного управления.

Необходимо укрепить вертикаль исполнительной власти, начиная от Президента через назначаемых им губернаторов и назначаемых губернаторами руководителей административно-территориальных единиц субъектов Федерации.

Назначение Президентом страны губернаторов и назначение губернаторами руководителей административно-территориальных единиц субъектов Федерации производится при обязательном согласовании кандидатур с Общественным собранием, состоящим из депутатов представительных органов власти, представителей профсоюзов, ассоциаций товаропроизводителей, ветеранских и других организаций. Порядок формирования и деятельности общественных собраний разных уровней определяется федеральным законом.

Институт постоянных представителей Президента страны в субъектах Федерации подлежит упразднению. Учреждается статус полномочных представителей Президента для решения специальных проблем.

Выборы Президента могут быть прямыми или многоступенчатыми .

Федеральное Собрание Российской Федерации следует преобразовать в однопалатный законодатель н ый орган — Государственную Думу, депутаты которой избираются только на мажоритарной основе. Политичес-

кие партии и общественные движения выдвигают своих кандидатов по территориальным округам.

В качестве совещательного органа формируется Государственный Совет, состоящий из руководителей представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, представителей Администрации Президента, Правительства. Не менее чем на две третьих своего состава Государственный Совет должен состоять из представителей регионов.

Самоуправление должно быть ограничено уровнем микрорайона в городе, уличного комитета, поселка, села, деревни. Система местного самоуправления определяется законами субъектов Федерации.

Целесообразность формирования представительных органов власти на уровне районов, городов и других, приравненных к ним административно-территориальных образований, устанавливается законом субъекта Федерации.

В перспективе необходимо провести реформу административно-территориального устройства страны с учетом экономической целесообразности и оптимизации управления.

Осуществление предлагаемых преобразований, направленных на построение эффективно действующей пирамиды власти, объединяющей законодательную, исполнительную, судебные ветви *, и установление правил принятия высших управленческих решений требует внесения изменений в Конституцию РФ. Для

Конкретные формы построения судебной власти и правоохранительной системы в целом д олжны быть изложены в программе реализации данного проекта.

этого необходима политическая воля, которую в настоящее время может проявить только Президент России. По нашему мнению . Президенту следует до выборов в Государственную Думу собрать на три месяца в стране Констит у ционное собрание, представляющее интересы всего российского общества. В этот орган не должны входить ни члены Совета Федерации, ни депутаты Государственной Думы, ни представители Правительства и Администрации Президента. Это должны быть делегаты регионов, избранные по многоступенчатой системе, что упростит процесс избрания и уменьшит расходы. Такой всенародный форум делегатов полномочен внести поправки в Конституцию РФ.

4. ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Серьезного пересмотра требует государственная политика по отношению к средствам массовой информации (СМИ). Сегодня российская пресса все чаще превращается в орудие борьбы политических и финансовых группировок, национальные телеканалы используются для узкокорыстных интриг, нагнетаются негативные настроения в обществе.

В этой ситуации власть должна вовлечь СМИ в равноправный и конструктивный диалог о путях выхода страны из кризиса. Для установления более тесного партнерства с прессой правительству следует инициировать создание единой национальной гильдии российской прессы, объединяющей руководителей ключевых СМИ. Гильдия могла бы принять национальную

хартию российской прессы, регламентирующую ее деятельность в современном гражданском обществе.

Одновременно необходимо разработать целевую программу поддержки российских СМИ, оказавшихся в тяжелом положении в результате обвала рекламного рынка.

Раздел II

Направления дальнейших социально-экономических реформ

5. ЭКОНОМИКА

5.1. Программно-целевое управление

Реформы характеризовались неудовлетворительным использованием возможностей программно-целевого планирования и управления. В результате ликвидации Госплана было устранено директивное, адресное планирование, свойственное централизованной экономике, но одновременно не создано стратегическое государственное программно-целевое управление, присущее рыночной экономике, что привело к формированию нереальных бюджетов, оторванных от материально-вещественной базы экономики. Утверждаемые Правительством РФ федеральные и региональные целевые программы, количество которых приближается к двумстам, не обеспечены финансовыми ресурсами и практически не реализуются.

Необходимо:

1. Создать федеральный орган программно-целевого управления, формирующий цели и задачи экономики, экономическую стратегию, в соответствии с которыми строятся финансовая, структурная, производственная, внешнеэкономическая политика страны.

2. Установить следующие основные задачи программно-целевого управления экономикой:

а) разработка индикативных планов-прогнозов на уровне экономики в целом, отраслей и регионов, которые должны служить главным ориентиром для органов государственного управления и крупных корпораций;

б) осуществление государственной инвестиционной и инновационной политики;

в) разработка макроэкономических материально-финансовых балансов, на основе которых формируются федеральный и консолидированный бюджет страны;

г) принятие и управление реализацией обеспеченных финансированием из разных источников государственных федеральных, межрегиональных программ и крупнейших инвестиционных проектов;

д) формирование государственного заказа;

е) определение отраслевых приоритетов развития экономики и создания преференций соответствующим отраслям с учетом участия России в международном разделении труда.

5.2. По дд ержка производства

Государство призвано оказывать поддержку производственным предприятиям любых форм собственности, руководствуясь принципом создания равных условий для всех хозяйствующих субъектов. Однако в силу различного состояния предприятий характер их государственной поддержки должен отличаться.

Для оздоровления предприятий необходимо:

1. Осуществить амнистию, аннулировав долги: недоимки, пени, штрафы во все уровни бюджетов, провести реструктуризацию задолженности во внебюджетные государственные фонды по отдельным соглашениям. При этом пени и штрафы по этим платежам также аннулируются.

2. Создать фонды неликвидного имущества, состоящие из неиспользуемых основных средств. Для этого зафиксировать законодательно выведение этих средств из-под налогооблагаемой базы.

3. Освободить банки от налога на прибыль в части финансирования инвестиционных проектов.

В целях эффективной реализации предлагаемых мер следует выделять три группы предприятий.

К первой группе относятся рентабельно работающие предприятия, продукция которых пользуется спросом на рынке, вследствие чего они способны поддерживать собственное производство и уплачивать налоги в казну. Такие предприятия могут нуждаться в поддержке в связи с реконструкцией отдельных цехов и производств.

Ко второй группе относятся предприятия, способ-

ные производить профильную продукцию, пользующуюся спросом, но требующие реконструкции всего производства и не обладающие необходимыми оборотными средствами.

К третьей группе относятся предприятия, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении в связи с невозможностью прибыльного производства профильной продукции и необходимостью использовать предприятие не по прямому назначению.

Особенности инвестиционной, кредитной, организационно-правовой и других видов поддержки производственных предприятий, направленных на подъем производства, изложены в последующих разделах проекта.

5.3. Особенности реформирования сельскохозяйс т венного производства

Реформы в наименьшей степени коснулись сельского хозяйства, в ходе их проведения не найдены пути подъема сельскохозяйственного производства. Линия на быстрое создание фермерских хозяйств оказалась малоэффективной. Земельная реформа не обрела своего лица. Курс на частную собственность на землю без активной финансово-кредитной, ценовой, материальной поддержки явился только политическим лозунгом. Стала очевидной недопустимость единообразного подхода во всех регионах к реформам в области управления сельским хозяйством, необходимость увязки преобразований с учетом качества земель, угодий, природно-климатических условий, географического положения, исторических традиций.

Необходимо:

1 . Уяснить, что в большинстве регионов России сельское хозяйство убыточно обладает отрицательной земельной рентой. Из этого следует, что оно всегда будет дотационным и нуждаться в государственной поддержке.

2. Признать, что форсированный и всеобщий переход от коллективных к частным фермерским хозяйствам оказался бесперспективным, а реорганизация колхозов и совхозов привела к формальной смене собственников. Собственность этих образований, разделенная на имущественные и земельные паи, не дает технической возможности выхода из товарищества и образования своего хозяйства. Более того, и государство не имеет сил поддержать его. Поэтому на первом этапе проводимых преобразований следует передать имущество, землю, основные средства сельскохозяйственных предприятий в единый неделимый фонд, сохранив права паевой собственности. Скот при этом следует раздать по дворам, укрепив таким образом личные подсобные хозяйства, из которых только в будущем, эволюционным путем вырастут фермерские хозяйства. Такая реформация должна коснуться хозяйств с самым тяжелым экономическим положением.

3. Способствовать развитию структур заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, освободив заготовительные организации от всех видов налогов, действующих на территории РФ.

4. Признавая потребительскую кооперацию одним из элементов инфраструктуры сельскохозяйственного производства, освободить ее от налога на имущество

в тех регионах, где объекты торговли удалены от потребителя и являются убыточными.

5. Списать долги сельскохозяйственных кооперативов и фермеров государству.

6. Разрешить бесплатную передачу земли в частную собственность из фонда перераспределения земель. Передача (продажа, перепродажа) земли допускается только при условии сохранения ее в сельскохозяйственном обороте. Порядок перехода земли в частную собственность определяется законами субъектов РФ.

5.4. Отечественные и иностранные инвестиции

Проблема инвестиций в производственную сферу является ключевой в деле подъема материального производства.

Предлагается:

1 . Использовать средства бюджета развития исключительно на обеспечение федеральных и региональных целевых программ.

2. В случае нехватки бюджетных средств на инвестирование важнейших федеральных и региональных целевых программ разрешается проведение кредитной эмиссии при условии прохождения средств через государственные банки и специальные блокирующие счета предприятий.

3. Освобождать инвестиции, вкладываемые в производственные проекты, от всех видов налогов, уплачиваемых на территории РФ, до полной окупаемости вложений, но не более расчетного срока.

4. Установить ставку рефинансирования Централь-

ного Банка РФ в соответствии со средним уровнем рентабельности производства в России.

5. Передавать землю, находящуюся под промышленными предприятиями, в собственность владельцев предприятий, включая иностранных инвесторов.

6. Освободить от импортных таможенных пошлин все виды оборудования, комплектующих изделий, строительных материалов, конструкций, ввозимых в страну для осуществления инвестиционных проектов в производственной сфере.

7. Предоставлять инвесторам бесплатно имеющуюся в государственных органах информацию о рынке инвестиций.

8. Провести инвентаризацию государственной собственности за рубежом и создать на ее базе залогово-гарантийный фонд для привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

5.5. Изменение прав и отношений собственности. Разграничение собственности

Эффективное управление объектами собственности требует упорядочения их принадлежности с точки зрения разделения на объекты федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности и передачи из одной формы в другую.

Федеральные органы власти должны передать в собственность субъектов РФ производственные предприятия и социальные объекты, за исключением организаций и объектов обороны и правоохранительных органов, оборонно-промышленного комплекса, фун-

даментальной науки и отдельных объектов прикладной науки (федерального значения), топливно-энер-гетического комплекса, железнодорожного транспорта, дорог федерального значения и лишь отдельных предприятий и учреж дений других отраслей, имеющих федеральное значение.

В основу разграничения собственности должно быть положено не разделение собственности по уровням власти согласно спискам, а совместное управление государственной собственностью, в том числе взаимное делегирование полномочий по управлению между Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Всеми недрами распоряжаются только федеральные органы, за исключением случаев, когда эти права делегированы субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Памятники гражданской архитектуры необходимо передать в муниципальную собственность.

При установлении прав собственности иностранных инвесторов на вновь созданный продукт производства необходимо опираться на закон о разделе продукции.

Преобразование собственности. Приватизация

Сегодня нужна только такая приватизация, которая обеспечит реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий, оживление и рост производства. Новая схема приватизации должна состоять из двух частей:

а) фискально-инвестиционной; б) инвестиционно-реструктуризационной. К первой части относятся предприятия, акции которых уже являются ликвидными на рынке и их реализация даст реальные доходы в бюджет и частично на цели инвестирования производства.

Ко второй части относятся предприятия, реструктуризация и финансовое оздоровление которых обеспечивается непосредственно в ходе реализации их планов приватизации.

Важной особенностью новой схемы является то, что доступ к приобретению государственной собственности должен быть обеспечен для всех групп покупателей, включая население и работников предприятий. Последние получают различные преференции, включая льготы и рассрочки на приобретение государственных акций. В результате, обеспечивая текущие и стратегические интересы работников и владельцев частного капитала, Правительство РФ получает доступ к реальным денежным ресурсам, сосредоточенным в их руках. Необходимо:

1. Запретить приватизацию и продажу предприятий, добывающих сырье, юридическим и физическим лицам, не использующим добываемое сырье в технологическом процессе и не вкладывающим инвестиции в поддержание и развитие добычи сырья и в природоохранные мероприятия.

2. В целях восстановления хозяйственных и технологических связей предприятий государство допускает принудительный выкуп приватизированных предприятий хозяйствующими субъектами, участвующими в технологическом процессе.

3. Объекты собственности, в которые не вкладываются средства на реконструкцию, государству следует выкупить по цене приобретения, если владельцы не согласятся изменить свою инвестиционную политику в течение ближайшего года.

4. Приобретение (возврат) государством объектов негосударственной собственности производить в следующих формах:

а) в судебном порядке в случаях нарушения законодательства при приватизации или продаже объектов госсобственности;

б) за счет погашения различного вида долгов государству (налоговых, кредитных, залоговых и т.д.);

в) за плату у негосударственных собственников или в обмен на другие объекты госсобственности.

5.6. Управление об ъ ектами гос у дарственной собствен н ости

За годы реформ не сформирована единая система управления государственной собственностью, которая должна стать гарантом проведения социально ориентированной государственной политики. Не разработана концептуальная и правовая база этой системы.

Приоритетными направлениями разработки и формирования системы управления объектами госсобственности являются:

1. В управлении госпредприятиями — обеспечение самоокупаемости при освобождении от отдельных видов налогов с одновременным централизованным установлением нормативов хозяйственной деятельности и финансово-экономических показателей.

2. В управлении госмонополиями:

а) со 100% госсобственностью (ядерно-энергетический, оборонно-промышленный и космический комплексы, железнодорожный транспорт, дорожное хозяйство, автомобильный пассажирский транспорт и т.д.) — создание в этих комплексах крупных государственных корпораций (акционерных обществ со 100% государственным капиталом) и централизованное регулирование их деятельности;

б), со смешанным капиталом (РАО “ЕЭС”, “Газпром” и др.) — создание при Министерстве государственного имущества РФ специализированных государственных управляющих компаний (дирекций) для профессионального управления государственными пакетами акций с оплатой деятельности управляющих в прямой зависимости от результатов работы компаний-монополистов со смешанным капиталом.

3. В управлении государственными пакетами акций — переход от представительства чиновников к профессиональному коммерческому управлению (включая доверительное управление).

4. В управлении недвиж и мым государственным имуществом:

а) создание специализированных предприятий по эксплуатации недвижимого государственного имущества для использования его в коммерческих целях (предприятия-инкубаторы для малого предпринимательства, офисных центров и т.д.);

б) передача государственной недвижимости непроизводственной сферы в управление негосударственным компаниям на конкурсной основе на условиях целевого использования;

в) передача в аренду или доверительное управление памятников истории и культуры с целевым использованием полученных средств на развитие учреждений культуры и реставрацию памятников.

5. В управлении интеллектуальной собственностью: а) включение интеллектуальной собственности в качестве обязательной составляющей оценки рыночной стоимости объектов;

б) введение затрат, связанных с использованием и воспроизводством интеллектуальной собственности, в расчет себестоимости при изготовлении сложной наукоемкой продукции.

6. В управлении военным имуществом:

а) передача военных городков, включая объекты социальной сферы, в муниципальную собственность;

б) перевод на конкурсную основу приобретения имущества и продовольствия для Вооруженных Сил (за исключением вооружений и специальной техники);

в) передача в собственность субъектов РФ с последующей приватизацией предприятий и учреждений Министерства обороны РФ, не имеющих прямых заказов;

г) со з дание государственных коммерческих предприятий по учету, инвентаризации и продаже специального военного имущества с направлением средств на дополнительное финансирование Вооруженных Сил;

д) изменение статуса земель и лесов, занимаемых военными объектами предприятиями, передаваемыми в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность или высвобожденными после передислокации воинских частей.

5.7. Гос у дарстве н ная монополия и ценовые ограничения

Проводившаяся государственная политика в управлении естественными монополиями и установлении государственной монополии на продажу подакцизных товаров не обеспечила необходимого поступления доходов в государственный бюджет, поддержания и обновления производств, связанных с добычей стратегического сырья, транспортированием, перевозками. Ослаблен контроль за деятельностью естественных монополий топливно-энергетического и транспортного комплексов, что привело к их функционированию на принципах частного предпринимательства и недополучению доходов государством. Наличие посреднических цепей между естественными монополиями, добывающими нефть, газ, уголь, производящими энергию, осуществляющими перевозки, и конечными потребителями породило механизм мультипликации цен, вследствие чего цена потребления вдвое-втрое превышает цену производства. Высокие цены на сырье и энергию приводят к росту цен на продукцию конечного потребления.

Необходимо:

1. Сохранить государственную собственность (контрольный пакет акций) и государственное регулирование деятельности естественных монополий.

2. Приобрести в государственную собственность контрольные пакеты акций приватизированных предприятий нефтегазового комплекса и электроэнергетики, закрепить контрольные пакеты за государством во вновь создаваемых компаниях.

3. Установить контрактные отношения государства в лице федерального правительства с Газпромом, РАО “ЕЭС России”, определить в этих контрактах верхние границы оптовых цен, тарифов, уровня оплаты труда (с учетом инфляции и валютного курса рубля) на продукцию и услуги естественных монополий, снизить тарифы на продукцию естественных монополий на 50% .

4. Обеспечить непосредственное финансирование через систему федерального казначейства закупок топлива, энергии, тепла бюджетными организациями.

5. Ввести твердые соотношения между оптовой ценой на газ, тепло, энергию и отпускными ценами для населения.

б. Организовать систему раздельного финансирова ния и учета затрат на производство, передачу, распределение электроэнергии, а также затрат на добычу, транспортировку и потребление топлива.

7. Ввести государственную монополию на экспорт стратегических природных ресурсов.

5.8. Экспорт и импорт

Проблемы экспорта товаров из России и их импорта в Россию хорошо известны. Это неблагоприятная структура экспорта, снижение мировых цен на энергоресурсы, высокая степень импортной зависимости страны по ряду жизненно важных товаров, сложность поддержания положительного платежного баланса, который служит важным источником валютных поступлений.

Необходимо:

1 . Ввести государственное координирование экспор-

теров сырьевых ресурсов. Осуществлять экспорт энергоносителей при условии полного удовлетворения внутренних потребностей в газе, нефти, бензине.

2. Осуществлять поставки вооружения и военной техники в рамках межправительственных соглашений только через государственные унитарные компании.

Предусмотреть в расходной части бюджета предварительное финансирование экспортных поставок вооружения и военной техники.

Предоставить право предприятиям-субъектам военно-технического сотрудничества осуществлять поставки произведенных сверх оборонного заказа вооружения и военной техники, а также сопутствующих им вспомогательного оборудования, запасных частей, комплектующих изделий и материалов.

3. Ввести квотирование импорта конкурентоспособной продукции, производимой в РФ.

4. Ввозить водку в объеме не более 5% отечественного производства.

5. Увеличить импортные пошлины на ввозимые табачные изделия в несколько раз, сохранив неизменными пошлины на ввозимый табак.

6. Ограничивать импорт продовольствия, лекарственных препаратов теми их видами, производство которых в России либо обладает ограниченными возможностями , либо не удовлетворяет требованиям качества.

7. Соблюдать паритет в отношениях между Россией и странами-партнерами во внешнеэкономической деятельности, приводя в соответствие торговые и таможенные правила (квоты, лицензирование, дискриминационные барьеры, таможенные ставки).

8. Осуществлять экспорт и импорт за счет государственных средств только через государственные специализированные компании.

5.9. Оплата труда

Предлагается:

1. Установить, что невыплата денег за выполненную работу равносильна несостоятельности заказчика работы и должна приводить к отставке ответственных лиц или применению процедуры банкротства организации, не производящей выплаты. Внести поправку в Гражданский и Уголовный кодексы РФ, предусматривающую уголовную ответственность за невыплату заработной платы.

2. При наличии инфляции, которой соответствует рост цен на потребительские товары и услуги, превышающий 5% в месяц, осуществлять в обязательном порядке индексацию заработной платы в течение каждого полугодия.

3. Привести устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты в соответствие прожиточному минимуму.  

6. ФИНАНСЫ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

6.1. Бюджеты и бюдже т ная п олитика

Бюджет перестал быть реальным и действенным инструментом развития производства. Бюджетная политика не ориентирована на решение задач долговременного регулирования экономики. Государство

оказалось неспособным воздействовать через бюджет на структурную перестройку и стимулирование производства. Взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации строятся на принципах равнонапряженности участия в финансировании федеральных мероприятий, выравнивания уровня жизни граждан, автономности, самообеспечения.

Предлагается:

1 . Избегать перетоков денежной массы между бюджетами разных уровней, заранее направляя доходы в соответствии с предвидимыми расходами данного уровня.

2. В процессе утверждения бюджетов одновременно с ними принимать бюджетный классификатор и положение о резервном фонде Президента и Правительства РФ.

3. Упразднить действующую систему трансфертов, осуществляемых за счет средств Федерального фонда поддер ж ки регионов, предназначенного для балансировки бюджетов регионов по всем основным статьям расходов. Изменить функцию данного фонда, сводя ее исключительно к выравниванию жизненного уровня населения в целом по стране в соответствии с установленными минимальными социальными стандартами.

4. Запретить изъятия доходов и ограничения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, сформированных в рамках действующего законодательства, осуществить аналогичный запрет в отношении доходов и расходов местных бюджетов.

5. В обязательном порядке включать в расходную

часть федерального бюджета материальные затрат ы бюджетных организаций.

6. Оставлять весь сверх п лановый прирост доходной части бюджета в распоряжении бюджетов соответствующих уровней.

7. Финансовые ресурсы местного самоуправления формировать органам государственной власти, если бюджетным законодательством предусматриваются расходы на эти цели, а также за счет добровольных взносов и пожертвований.

6.2. Эмиссия денег

Тезис о том, что ограничение эмиссии денег неизбежно приведет к стабилизации рубля, снижению ставки рефинансирования Центрального банка и, как следствие, перетоку капитала в сферу производства, на практике полностью не подтвердился.

Авторы отвергают такую жесткую позицию в отношении эмиссии денег и считают эмиссию допустимой в пределах, необходимых для сбалансированности бюджета в рамках защищенных статей и бюджетных средств, выделенных на реализацию важнейших целевых программ и проектов.

6.3. Цены. Тарифы. Валютный курс

Как показывает российский опыт реформ, в условиях несформировавшегося, чрезмерно монополизированного рынка реальные цены значительно отличаются от цен равновесия спроса и предложения, находят-

ся под сильным влиянием факторов нерыночной природы. В условиях переходного периода в России цены оказались под сильным прессингом со стороны валютного курса рубля, инфляционных ожиданий, посреднических надбавок, установок руководителей монополистических корпораций и криминальных структур, захватывающих рынок. В подобной ситуации государственное регулирование цен, имеющее место в любой экономике рыночного типа, в российской экономике должно быть достаточно глубоким в течение всего периода становления рыночных отношений.

Рекомендуемые принципы ценовой политики:

1. Государство должно не назначать цены, а формировать ценовые ограничения (верхние пределы цен) на определенные периоды времени применительно к ценам на товары, услуги, в движении которых обнаруживается негативное влияние рыночных сил.

2. Учитывая определяющее влияние цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы и сырье для промышленного производства на цены товаров и услуг, в целях подавления инфляции издержек производства и стремления производителей (продавцов) завышать цены устанавливать ограничения на цены и тарифы производителей сырья и энергии.

3. Во избежание “накрутки” цен на продовольственные товары устанавливать предельные соотношения между ценами на продовольствие и отпускаемыми (заготовительными) ценами на сельскохозяйственную продукцию, из которой изготовляются продовольственные товары.

4. Распространить практику заключения ценовых соглашений по всей технологической цепочке изготов-

ления товаров (от сырья до конечного продукта), препятствующих взвинчиванию цен посредниками.

5. Устанавливать предельный валютный (обменный) курс рубля на каждое полугодие в качестве ценового ориентира, необходимого для заключения контрактов, формирования бизнес-планов, связанных с валютными операциями.

6.4. Налога , акцизы, таможенные пошлины

Действующая ныне налоговая система изначально формировалась как система, ориентированная на фискальные интересы государства. Не являются исключением и все известные проекты налоговых кодексов. Реальная собираемость налогов находится на предельно низком уровне, составляющем менее 10% валового внутреннего продукта.

Наряду с предлагаемыми, изложенными в других разделах проекта, налоговыми льготами, способствующими поддержке производства, необходимо:

1. Постепенно перенести груз налогообложения в виде налогов с юридических на физические лица.

2. Перенести налоговую нагрузку из сферы производства в сферу потребления, ввести налог с продаж применительно к ограниченному кругу товаров.

3. Максимально использовать возможность налогообложения видимых, нескрываемых имущественных объектов и доходов.

4. Заменить налог на имущество и на землю единым налогом на недвижимость, расширив одновременно налогооблагаемую базу этого налога.

5. Налогообложение малого предпринимательства

осуществлять в основном в виде фиксированных на определенные периоды времени платежей, образующих налог на вмененный доход.

6. Снизить акцизы на спирт в два раза при одновременном осуществлении административных мер по вытеснению с рынка подпольного производства алкогольной продукции.

7. Упразднить оффшорные зоны внутри страны, а также отменить льготы по налогам в закрытых административно-территориальных образованиях для предприятий, функционирующих вне пределов этих образований.

6.5. Легализация доходов и накоплений

В период первого этапа реформ были созданы благоприятные условия для накоплений, которые не инвестировались в производство и не использовались для приобретения имущества. Эти накопления бьши вывезены различными способами за рубеж или превратились в хранимые денежные сбережения граждан.

Многие пытаются навязать обществу так называемую “амнистию” капиталов и накоплений, в том числе вывезенных за границу. Мы считаем, что стихийно или в условиях бесконтрольности со стороны государства полученные доходы не являются незаконно приобретенными, если на тот момент не существовало соответствующих государственных институтов их легализации. Поскольку не было совершено преступление в экономической сфере, такая легализация не является актом амнистии. Легализация доходов и преференции по их размещению в российскую экономику

должны регулироваться законом с обязательным указанием срока “давности”.

В условиях острой недостаточности в инвестиционных ресурсах, необходимых для финансирования в производственную сферу, следует произвести легализацию доходов и накоплений физических и юридических лиц и обеспечить благоприятную возможность для их размещения на территории России.

В течение 1999-2000 годов средства, размещенные в производственную сферу в виде прямых инвестиций, поставок производственного оборудования и других видов поддержки производства, не должны облагаться налогами на срок до окупаемости инвестиций и подлежать декларированию. Для этого инвестор имеет право не показывать своего настоящего имени, а его доходы не раскрываются в течение последующих 10 лет. Устанав ливается “срок давности” возбуждения претензий по поводу легальности источника доходов.

Таким же образом должна быть организована легализация доходов всех граждан России, имеющих накопления. Декларированию подлежит только недвижимое имущество. Имущество, приобретенное до 2000 года, не требует подтверждения источников и средств на его приобретение.

6.6. Оборотные средства и взаим о зачеты

В вымывании оборотных средств предприятий изначально повинно само государство.

Политика государства, направленная на преодоление недостающих оборотных средств российских

предприятий как характерного экономического явле ния, включает в себя:

• установление цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов;

• прямое финансовое обеспечение государственно го оборонного заказа и целевых программ развития, утвержденных в составе бюджетов;

• выдача кредитов Банка России коммерческим банкам на рефинансирование при условии установлени е ими процентной ставки, адекватной средней народнохозяйственной эффективности.

К числу рекомендуемых мер, способствующи е пополнению оборотных средств предприятий, относятся:

1. Эмиссия инвестиционных денег через специальные блокирующие счета предприятий.

2. Снижение тарифов государственных монополий

3. "Расчистка" балансов (списание долгов) предприятий.

4. Освобождение предприятий от всех видов нало гов на период окупаемости инвестиционного проекта.

5. Беспошлинный импорт оборудования и комплектующих изделий.

6. Снижение ставки рефинансирования Центрально го банка.

7. Снижение налогов для банков, кредитующи е предприятия по низким ставкам.

8. Освобождение от налогов капитала, направляемого на инвестиции в реальное производство.

9. Контроль за издержками производства и обращения, включаемыми в себестоимость.

10. Приближение объема денежной массы к величине, необходимой для обслуживания реально совершаемого хозяйственного оборота.

Проблемой, тормозящей развитие экономики, является существующая система взаимозачетов. Она создает условия, когда предприятиям выгодно накапливать бюджетные долги для последующего проведения взаимозачета неконкурентной продукцией по завышенным ценам, что не стимулирует снижение затрат предприятий и бюджетов. Практика взаимозачетов породила систему дисконтов, наносящих огромные убытки государству, создает и поддерживает коррупцию на всех уровнях, начиная от директора предприятия, местных органов самоуправления и заканчивая федеральными структурами.

Корни этой проблемы находятся в неправильном порядке покрытия ма т ериальных затрат бюджетных организаций из федерального бюджета. Сложившаяся система оплаты материальных затрат, когда их покрытие осуществляется взаимозачетами в конце года за счет выделяемых Минфином лимитов, является по сути системой государственного обмана. Предъявляемые для оплаты субъектами федерации материальные затраты существенно завышены, а предоставляемые в Министерство финансов документы не отражают их реального состояния.

Кардинальным образом изменить данную ситуацию может только переход на новый принцип формирования федерального бюджета — изначальное включение материальных затрат в его расходную часть.

6.7. Внеш н ие долги

Наличие огромных внешних долгов, соизмеримых по своим масштабам с валовым внутренним продуктом страны, представляет ныне главную долгосрочную проблему государства. В ближайшие годы надо выплачивать по внешнему долгу от 15 до 20 миллиардов долларов в год, что представляет непомерную нагрузку для государственного бюджета и подрывает его основы. Попытки гасить старые долги за счет получения в долг новых кредитов способны сдвинуть долговые обязательства во времени, но еще более усугубляют проблему на ближайшие годы. Государство не имеет права и не должно прибегать к внешнему дефолту, что поставило бы крест на будущем статусе России и надолго закрыло бы дверь в мировое сообщество.

Необходимо:

1. Для погашения внешнего государственного д олга использовать объекты недвижимости, другие ценности, находящиеся в государственной собственности, российское имущество за рубежом, а также передачу объектов государственной собственности в концессию.

2. Использовать возможности реструктуризации и погашения внешнего долга за счет долгов других государств России.

3. Приложить усилия к выделению бывших долгов СССР в отдельную часть, подлежащую возврату на льготных для России условиях.

4. Предложить кредиторам перевести часть долга в инвестиции, вложенные в перспективные проекты использования российских недр.

6.8. Банковская система

Сложившаяся за годы экономической реформы двухуровневая банковская система как кредитно-финансовый механизм развития экономики России оказалась на грани распада. В результате централизации и монополизации более 80% банковского капитала сконцентрировалось в нескольких крупных коммерческих банках Москвы.

Первичное звено банковской системы — функционировавшие коммерческие банки инициировали отток денег из реального сектора экономики, тем самым предопределив свое последующее разрушение. Структура выданных за годы реформ кредитов коммерческими банками свидетельствует о многокра тн ом превышении выданных спекулятивных (“коротких”) кредитов в сравнении с инвестиционными (“длинными”) кредитами.

Наряду с этим проходило масштабное “вымывание” денег из регионов, где расположена основная часть производственного сектора экономики и обслуживающий его социальный сектор. Коммерческие банки не смогли стать доверенными устойчивыми институтами долговременного накопления и сбережения свободных средств населения, как одного из источников инвестиций. Произошло массовое банкротство банков.

Предложения:

1. Необходимо сформировать банковскую систему РФ, адекватную национальным особенностям и условиям современного состояния переходной экономики.

2. Сложившаяся двухуровневая банковская система (центральный банк — коммерческие банки) на этапе стабилизации экономики должна быть усилена

на уровне специализированных банков приданием им статуса государственных специализированных банков. Такие банки необходимо создать или преобразовать из имеющихся в государственные специализированные банки (с контрольным пакетом государства) для целевого финансирования (инвестирования) реального сектора — промышленного и сельскохозяйственного производства. С этой целью государство может приобрести контрольные пакеты акций “Промстройбанка” и “СБС-АГРО”.

Главной задачей государственных специализированных банков должно стать инвестирование государственных и привлеченных государством финансовых ресурсов под конкретные строго целевые инвестиционные программы народнохозяйственного и регионального значения с регламентированной процентной ставкой. При необходимости государственные специализированные банки могут создавать дочерние банки, филиалы.

Государственный “Агробанк” должен работать по ставкам, учитывающим региональные особенности сельского хозяйства. Иностранные инвестиции в эти сферы должны привлекаться под гарантии Правительства РФ и администраций регионов.

3. Дополнительные средства на продовольственные и промышленные инвестиционные программы должны поступать за счет импортных таможенных пошлин на продовольствие и импортные промышленные товары, аккумулироваться государственными специализированными банками по назначению “Агробанком” и “Промбанком” и направляться на конкретные инве стиционные программы, направленные на замещение импортных видов продукции.

4. Участие коммерческих банков в работе с государственными инвестиционными ресурсами по программам развития реального сектора должно гарантироваться залогом в виде пакета акций коммерческих банков (от 30% до 51%), в зависимости от объема и важности проекта.

5. Норма процента коммерческих банков, инвестирующих производственные проекты, должна быть соотнесена со средней нормой рентабельности производства.

6. Центральным звеном кредитно-иивестиционной системы в регионе в условиях стабилизации экономики сегодня должно стать Региональное управление Центрального банка России, за которым должны быть закреплены распределение и контроль за реализацией государственных инвестиционных программ на местах.

7. Необходимо создать условия для равномерного распределения банковского капитала по регионам с применением стимулирующих ставок рефинансирования по Региональному управлению Центрального банка и системообразующим коммерческим банкам с целью приближения денежного фина н сового капитала непосредственно к производству в регионах.

8. Необходимо начать формирование реальных ипотечных коммерческих банков, ориентированных на залог недвижимости в виде производственных предприятий, нуждающихся в финансовых ресурсах для реализации бизнес-планов.

9. Установить предельную ставку процента по госу-

дарственным казначейским обязательствам, обязательствам федерального займа на уровне не более установленного процента по инвестициям в реальный сектор, что будет стимулировать привлечение инвестиций в реальный сектор.

10. Агентству по реструктуризации кредитных организаций Центрального банка России законодательно вменить в обязанность восстановительное участие в капиталах государственных специализированных банков и системообразующих региональных коммерческих банков, а также функции временного управления коммерческими банками - банкротами.

11 . В целях упорядочения и укрепления региональных финансовых подсистем создавать межбанковские инвестиционные пулы коммерческих банков при участии Регионального управления Центрального банка России как механизмы консолидированной ответственности за предоставление гарантий по инвестициям. Средства пулов могут формироваться за счет сокращения отчислений в фонд обязательных резервов и дополнительных взносов коммерческих банков, установленных в размере определенной доли от их совокупных пассивов. В системе гарантий таких пулов коммерческих банков должны принимать участие страховые компании, что послужит обоюдному укреплению позиций как тех, так и других субъектов рынка.

12. Для восстанов ления доверия населения к банковской системе в части сохранности и накопления свободных средств населения в коммерческих банках создать систему консолидированной ответственности и гарантий на основе четкого взаимодействия Центрального банка России, Регионального управления Цент рального банка России, “системообразующих” коммерческих банков, пулов коммерческих банков, страховых компаний.

6.9. Страхование

Страхование не стало серьезным инвестиционным ресурсом экономики России. Доля страхования в ВВП составляет около 1%, хотя она может и должна быть больше в несколько раз. Основными причинами этого являются кризисное состояние экономики, ограничения по включению страховой премии в состав себестоимости, неразвитость накопительного страхования жизни в валюте, отсутствие обязательного страхования транспорта и ответственности водителей. Очевидным является и недоверие населения к отечественным страховым компаниям, которые вынуждены были в соответствии с нормативными документами инвестировать свои средства в ГКО и банковские депозиты. Негативное влияние на уровень страховой защиты оказывает и ограничение на деятельность больших западных компаний в РФ, а созданные совместные страховые компании с 49-процентным участием иностранного капитала пока слишком малы для удовлетворения потребностей российского рынка.

Необходимо:

1. Ввести медицинское страхование в полном объеме.

2. Ввести в практику обязательного страхования:

• страхование по защите окружающей среды (как условие выделения месторождений для освоения) с

использованием прибыли от страхования для ремонта экологически опасных сооружений;

• страхование автотранспорта и ответственности автовладельцев с использованием полученной прибыли на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог; • страхование объектов недвижимости.

3. Установить порядок, согласно которому российские компании, страхующие иностранные инвестиции и занимающиеся обязательными видами страхования, в обязательном порядке перестраховывают их в крупных иностранных страховых компаниях, зарекомендовавших себя на мировых рынках и выступающих в качестве уполномоченных компаний Правительства России.

4. Интегрировать российский рынок страховых услуг в мировой за счет допуска на него крупнейших мировых страховых компаний с условием осуществления их инвестиционной деятельности в России.

5. Создать условия для усиления социально-экономической защищенности населения за счет развития накопительного страхования жизни в валюте, что позволит вовлечь в инвестиции часть денежных накоплений населения.

6. Содействовать развитию рискового страхования имущества и ответственности за счет исключения страховых премий из налогообразуемой базы.

7. Учитывая невыполненные обязательства Росгосстраха перед населением и его огромные возможности как крупнейшей по своей сети страховой компании России, разработать механизм погашения долгов перед населением и сделать Росгосстрах стратегическим парт нером Правительства в сфере накопительного страхования. Обязать инвестировать собранные страховые премии в реальный сектор российской экономики.

8. Превратить Росгосстрах вместе с Ингосстрахом в базовые страховые компании международного страхового пула по страхованию страхового риска инвестиционной и коммерческой деятельности.  

  • СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
  • 7.1. Поддержка отраслей социально - культурной сферы

    Социально-экономические реформы сказались в целом неблагоприятным образом на состоянии образования, здравоохранения, науки, культуры по причине их явно недостаточного финансирования из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В силу специфики этих отраслей создание частного сектора в них затруднено и сопряжено с резким ограничением доступности услуг. Платность образования и услуг лечебных учреждений при исключительно низком уровне доходов населения может быть введена лишь в узких пределах. Учреждения культуры также не приспособлены к рынку и пока не способны работать на принципах самоокупаемости, нуждаются в государственной финансовой под держке. То же относится и к науке. Непродуманный резкий перевод отраслей социальной сферы на рыночные условия хозяйствования приводит к значительной потере их интеллектуального потенциала, выезду специалистов из страны.

    Необходимо:

    1. Избегать неподготовленного и форсированного перехода отраслей социальной и жилищно-коммунальной сфер к рыночным формам и методам хозяйствования.

    2. Считать основным направлением реформы управления организациями и учреждениями социально-культурной и жилищно-коммунальной сфер их частичное разгосударствление посредством предоставления самостоятельности в осуществлении своих функций при сохранении государственной помощи и надзора за надлежащим использованием государственных средств.

    3. Осуществлять последовательный переход от отраслевой к классической системе университетского образования; держать курс на систему непрерывного многоступенчатого образования.

    4. Передать в ведение регионов высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов регионального профиля.

    5. Осуществлять государственную поддержку частных образовательных учреждений при условии обеспечения ими государственных образовательных стандартов.

    6. Гарантировать возможность получения бесплатного среднего и высшего образования наиболее низкодоходным слоям населения.

    7. Считать основным направлением реформы здравоохранения переход к страховой медицине, установив дифференцированные по видам медицинских услуг тарифы на лечение больного, по которым определяются расходы лечебно-профилактических учреждений, оплачиваемые страховыми компаниями. Вывести из-

    под управления государственных органов здравоохранения фонды медицинского страхования различных уровней.

    8. Закупку медицинского оборудования и лекарственных средств осуществлять в соответствии с государственными целевыми программами.

    9. Сочетать в сфере культуры государственное содержание ее учреждений с отдельными видами платных услуг. Оказывать приоритетную государственную поддержку наиболее значимым культурным программам.

    10. Осуществлять государственное финансирование фундаментальной науки, поддерживая прикладные научные исследования, ориентируя их на реализацию в рамках федеральных и региональных программ, государственных заказов и на коммерческой основе.

    7.2. Поддержка незащищенных слоев населения

    Основными проблемами являются старение населения России, обеднение его активной части, сокращение семейных затрат на воспитание детей. Практически разрушенной оказалась и система организации досуга молодежи, что привело к росту молодежной преступности и наркомании. Неэффективность системы переквалификации и создания новых рабочих мест привела к росту безработицы и алкоголизма, что является национальной проблемой. Предложения:

    1. Принять государственную программу адресной социальной помощи.

    2. Разработать и внедрить государственную программу реабилитации и профессиональной переподготовки

    населения, прежде всего Северных территорий и депрессивных районов.

    3. Увязать деятельность системы переподготовки и бюро по найму работников, они должны работать вместе на основе финансирования переподготовки за счет дохода по поиску кадров.

    4. Расширить систему домов для инвалидов и престарелых, используя доход от продажи и аренды жилого фонда пенсионеров и инвалидов, средства Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда.

    5. Выделить целевое и бюджетное финансирование чрезвычайных мер по борьбе с наркоманией, особенно среди молодежи.

    7.3. Пенсионная политика

    Проводившаяся политика Правительства РФ обесценила вклады пенсионеров в Сбербанке и вложения в страхование, осуществляемые в Росгосстрахе. Денежные доходы неработающих пенсионеров находятся на уровне ниже прожиточного минимума.

    Предложения:

    1. Осуществить программу постепенного возвращения пенсионерам индексированных вкладов в банках.

    2. Осуществить программу возвращения населению взносов по накопительному страхованию в Росгосстрахе.

    3. Создать необходимые условия для развития негосударственного пенсионного обеспечения (как накопительного, так и рискового). Предоставить негосударственным пенсионным фондам налоговые льго ты при условии вложения средств в реальный сектор экономики.

    7.4. Жи л ищная п о литика

    Сложившаяся за годы плановой экономики структура строительных мощностей России представлена в основном большими домостроительными комбинатами и заводами крупнопанельного домостроения. В промышленности строительных материалов абсолютным первенством обладают предприятия по производству железобетонных конструкций.

    Более 70% жилья на сегодняшний день строится в виде больших многоэтажных домов. Недостатки такого строительства всем хорошо известны: это и большие сроки строительства, и нерациональный расход материалов, энергоресурсов, большая доля ручного труда, большая инфляционная составляющая и многое другое.

    Все это приводит к высокой стоимости одного квадратного метра жилья (более 600 $) и заставляет производителей поддерживать такие монопольно высокие цены.

    Таким образом, становится ясно, что сегодня необходимы структурные изменения в сфере жилищного строительства в сторону резкого увеличения объемов более дешевого и экономичного строительства индивидуальных малоэтажных домов.

    Опыт развитых стран показывает, что в последнее время малоэтажное строительство становится основным направлением нового жилищного строительства,

    например, в Северной Америке его доля составляет 85%.

    Федеральная программа развертывания индустрии малоэтажного строительства позволит:

    • снизить стоимость одного квадратного метра жилья до 300-400 $;

    • увеличить платежеспособный спрос населения на индивидуальное жилье;

    • сократить сроки строительства до 1—2 месяцев;

    • организовать новые рабочие места;

    • создать предпосылки для развития малого бизнеса как в строительстве, так и в сопутствующих сферах;

    • организовать и модернизировать производства, отвечающие мировым стандартам; вовлечь в инвестиционные процессы свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц;

    • способствовать развитию ипотеки в России.  

    Заключение

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

    Настоящий проект даже в случае его поддержки и принятия решений о проведении в жизнь высказанных в нем предложений не может привести к быстрому изменению социально-экономической ситуации в стране. Вначале на основании проекта должна быть разработана программа действий по его реализации, которая позволит сделать выводы о продолжительности проведения предлагаемых преобразований и времени достижения реальных результатов.

    Отдельные благоприятные последствия воплощения проекта способны проявиться в осязаемо короткие сроки, в пределах одного-двух лет, тогда как для достижения более фундаментальных перемен, выхода страны на траекторию экономического роста и значительного подъема уровня жизни населения понадобится около пяти—десяти лет. Не следует упускать из вида реальную возможность возникновения неблагоприятных для части предприятий и населения последствий проведения предлагаемых реформ и необходимость смягчения таких последствий.

    В целом авторы проекта уверены в его успехе, для чего имеются следующие предпосылки:

    1. Проект ориентирован первоочередным образом на поддержку производства.

    2. Это комплексный программный проект реформ, опирающийся одновременно на политическую и экономическую платформы, сочетающий предложения по преобразованию структуры власти, экономики, финансов, государственного управления экономикой, социально-культурной сферы.

    3. Проект ориентирован на единственно реальный для России тип экономики — смешанную экономику, сочетающую государственное регулирование с рыночным саморегулированием.

    4. В проекте органично сочетаются меры совершенствования управления на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов.

    5. Проект не отражает интересы каких-либо политических партий и движений.

    6. Основные практические рекомендации проекта основаны на реальном опыте реформ в Новгородской области.

    В качестве первого результата реформ, предлагаемых в проекте, в случае их принятия и осуществления, следует ожидать нормализации политической ситуации и социально-психологического климата в России, что несомненно облегчит экономические преобразования.

    Второе, чего мы ожидаем, это ослабление действия факторов, сдерживающих оживление производства, что уже в течение ближайших двух лет позволит активизировать производственную деятельность предприятий.

    Авторы возлагают особые надежды на меры по поддержке инвестиционных проектов в виде полного освобождения их от налогов, что должно в течение трех-четырех лет привести к вводу обновленных производственных мощностей, росту выпуска продукции, увеличению доходов населения, предприятий, государства.

    Комплекс предлагаемых в проекте мер по совершенствованию государственного управления экономикой позволяет рассчитывать на подавление или, по крайней мере, на ослабление негативного воздействия монополистических групп и коррумпированных элементов на рациональное использование экономических ресурсов и поступление доходов в государственный бюджет.

    Проект предусматривает меры по подавлению финансового кризиса и использованию обширной гаммы финансовых рычагов как инструментов поддержки производства, что должно постепенно приводить к подъему всех отраслей материального производства.

    Есть основания считать, что осуществление проекта позволит восстановить государственное управление экономической стратегией без разрушения рыночной ориентации курса экономических реформ.

    Принятие проекта позволит укрепить социальную поддержку наименее защищенных слоев населения вплоть до того времени, когда ресурсы федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов за счет подъема производства окажутся достаточными для повышения уровня социальной защиты.

    Осуществление реформ в России тесно связано ( социальной психологией людей, отношением народа к реформам, пониманием людьми сущности и необходимости проводимых преобразований и своего участия в них.

    Успех предлагаемого проекта зависит от того, насколько он будет воспринят и поддержан средствами массовой информации, каким образом будет доведен до людей. Авторы проекта надеются, что проект не пройдет незамеченным со стороны прессы, радио, телевидения, а его содержание будет освещаться об ъективно, беспристрастно, благожелательно.

    prusak.novgorod.ru

    наверх Загрузок: 6340    всего просмотров  26.04.2004