Вход  Подбор    Добавить    Сервис  Документы    Форум    Ссылки  
 +  -    
  законодательство  недвижимость  статьи
   бизнес
   земля
   инвестиции
   инновации
   ипотека
   лизинг
   политика
   рынок
   финансы
   экология
   экономика
   прочее
  
 Вся недвижимость Сант-Петербурга
 Проверка на безопасность сделки
статьи  >  политика
Кепка власти на ушах у бизнеса
================================================================

В Пермской торгово-промышленной палате 12 сентября прошел "круглый стол" по теме "Бизнес и власть. Единство и противоречия"

Наша городская власть на "круглом столе " была представлена хоть и не "самим", но все же вполне основательно: начальником управления экономики и инвестиций Николаем Фадеевым с замами, специалистами отдела налогообложения и предпринимательства, правового отдела. А также зампредом Пермской городской Думы Игорем Сапко . То есть к мероприятию отнеслись серьезно, без VIP-экономии.

Радостных известий, явно рассчитанных на ответный восторг представителей малого и среднего бизнеса, тоже не жалели. А известия такие: горадминистрация безжалостно ликвидирует муниципальные предприятия - с тем, чтобы важные для города функции могли выполнять частники. Особенно это касается неэффективно работающего жилищно-коммунального хозяйства. Власти очень желательно передать в частные руки оказание услуг по содержанию жилья, очистке дворовых и придомовых территорий, по ремонтным работам. Власть была весьма удручена, когда большинство выставленных на конкурс муниципальных заказов никакого интереса у предпринимателей не вызвали.

Но генеральный курс остается неизменным. В ноябре, например, бизнесменов порадуют тем, что выставят на торги право работы на маршрутах, ныне обслуживаемых двумя автобусными и четырьмя электротранспортными муниципальными предприятиями. Еще одно направление, которое власть зарезервировала для частников, - удаление и переработка бытовых отходов.

Сам Николай Анатольевич сейчас почти разработал и вот-вот представит на подпись мэру механизм взаимодействия бизнеса и городской администрации, некую автономную схему, способную работать сама по себе, невзирая на человеческий, то бишь чиновничий, фактор. Даже если меня уволят, сказал г-н Фадеев, это ничего не изменит. Система продолжит функционирование.

Вообще Николай Анатольевич производит впечатление человека неумолимо радикального в своих реформаторских усилиях. Он с удовольствием поведал собравшимся, что его кличка - "пермский Чубайс". А возглавляемое им управление кличут еще и экономической контрразведкой. Здесь присматривают за всеми отраслевыми структурами администрации Перми. Здесь разрабатывался и план ухода от налоговых зачетов, из-за которых городской бюджет терял до 40% доходов.

Разрабатываемый механизм взаимодействия власти и бизнеса тоже достаточно радикален. Вскоре заботами управления на подпись главе города ляжет постановление о создании в мэрии специальной структуры, которая избавила бы предпринимателей от произвола всевозможных проверяющих и согласующих контор федерального подчинения. "Думаете, мы не знаем, что такое пожарники, что такое СЭС? - бестрепетно ставил вопрос ребром "пермский Чубайс". - У вас появится выбор: отдать в муниципальную структуру свои бумаги, и она сама станет собирать согласования. Попробуй-ка пожарник содрать взятку с чиновника этой структуры..."

При районных администрациях появится институт представителей мэрии, ответственных за связь с предпринимателями. Николай Анатольевич называет их "датчиками". Их задача - собирать жалобы и предложения и напрямую доводить их до городских властей. Важный момент: они будут числиться не в штате райадминистраций , а в номенклатуре управления экономики.

Создается компания " Пермь-Оксофорд инновейшнс ", трое чиновных пермяков уже командированы в английский город-побратим, известный не только старейшим в мире университетом, но и богатым опытом местного муниципалитета по части использования частным бизнесом конверсируемых мощностей государственного сектора. Стало быть, в Перми собираются открывать частникам путь к простаивающим мощностям наукоемкой "оборонки".

Наконец, город в этом году выделил 20 млн рублей на гарантии кредитования банками малых предприятий.

Вот, как говорится, "от нашего стола - вашему столу". Чувствовалось, что исполнительная и законодательная ветви городской власти горды оптимистическим букетом административных мер, принесенным на заседание. И вообще, с административной высоты положение малого бизнеса представляется очень даже неплохим. Оказывается, городская власть вовсе не рассматривает частников только как дойную корову для бюджета. В качестве налогоплательщиков они, оказывается, ей вовсе и не интересны. Лишь бы зарабатывали прилично, чтобы содержать семьи и помогать близким . "Поскольку предприниматель среди 10-15 своих родственников чаще всего - единственный, кто зарабатывает прилично, то пусть он лучше выступает в роли кормильца, а если налоги недоплатит, то мы на это закроем глаза. И это, - со значением сказал г-н Фадеев, - не только моя личная точка зрения".

А заместитель председателя городской Думы Игорь Сапко отметил, что власть открыта для взаимодействия. А если взаимодействия между властью и предпринимателем не налаживается, то это проблемы предпринимателя. После чего г-н Сапко досрочно покинул заседания "круглого стола". Ну, это понятно, деньки сейчас для думцев горячие...

Неудивительно, впрочем, что перечисленный "букет" подарков предпринимателям и вообще оценка властями состояния малого бизнеса в Перми не вызвали слез умиления у присутствовавших частников, равно как и возгласов "Вот теперь только и работать, господа! Быстро расходимся - и за дело". Когда это так случалось, чтобы предприниматели всем довольны были...

Попробуем взглянуть их глазами на предложенные властью правила игры, на административные новации. Что касается "Пермь-Оксфорд инновейшнс ", то сейчас о роли этой организации в процессе освоения малым бизнесом невостребованных основных средств госпредприятий говорить рано. Слишком мало информации - с кем и как она станет работать. Кроме того, неплохая идея может запутаться в затейливых извивах "вертикали власти". Ведь бывает: нужное федеральное постановление есть, а механизм его реализации напрочь отсутствует.

Павел КУДРЯВЦЕВ, генеральный директор НПП " Тривектр ":

- Существует решение совместного заседания коллегий министерств госимущества и по антимонопольной политике: "О содействии развитию малого предпринимательства", протокол 2.4. В этом протоколе есть пункт "Наделение субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности". Имеется в виду как раз неиспользуемая собственность. Так вот, один из объектов, на котором я работаю - в федеральной собственности, и 10 лет государством не используется. Мы там наладили производство, довели его до нормального состояния. Но платить за аренду приходится очень много.

Я уже забросал письмами Тушнолобова , Чебыкина - наделите меня этим имуществом. Но все разводят руками: постановление красивое, но механизма реализации нет!

А появится у меня свое, не арендуемое имущество, то не станет и проблем с банкирами. Будет что дать в залог.

"Гарантийный фонд" для кредитования банками МП можно только приветствовать. Есть только одно "но". О фонде этом 20-миллионном, похоже, толком не слышали ни предприниматели, ни банкиры. А ведь год уже кончается... И это говорит об отсутствии должного информирования частного сектора о полезных для него нововведениях. Рассчитывать, что информационный голод универсальным образом утолят сайт горадминистрации и публикуемые раз в год в "Вечерке" условия конкурса на муниципальные заказы, мягко говоря, утопично.

А проблема неиспользуемых основных фондов крупных - не только государственных - предприятий и проблема городских гарантий под банковские кредиты для малого бизнеса интересным образом стыкуется.

Валерий СЕВАСТЬЯНОВ, директор Пермского филиала Импэксбанка :

- Сейчас ситуация с финансовыми ресурсами такая: банки не знают, куда деть деньги, а предприниматели не могут их получить. Ведь им, как правило, нечего заложить. Как банкир я могу быть полностью уверен, что предприниматель вернет мне кредит, я готов дать его под честное слово, без всякого залога. Но пойти на это не решусь. Потому что этот кредит сразу попадет в так называемую 4-ю группу - "необеспеченный". И я, выдавая частнику, скажем, миллион, должен еще миллион зарезервировать - таковы сегодняшние требования Центробанка.

Значит, проблема в том, чтобы появилось какое-то обеспечение. Например, гарантия городской администрации. Но за этой гарантией тоже должны стоять какие-то активы. Недвижимость у горадминистрации есть, значит, можно создать фонд и гарантировать банковские кредиты. Но, как правило, имеющихся активов недостаточно.

Чтобы решить эту проблему, надо связать ее с другой. С проблемой, характерной для крупного бизнеса. Взять, например, строительные предприятия. У них тьма неиспользуемых основных фондов и прочего имущества. У ППСО целое производство законсервировано. Они готовы отдать его в муниципальные руки, причем бесплатно, поскольку пока основные фонды и оборудование висят на их балансе , за них надо платить налоги. А это удорожает себестоимость жилья, дорогие квартиры трудно продать...

Если бы муниципальная власть создала что-то вроде еще одного фонда имущества, в который принимала то, что предприятиями не используется и что они готовы снять с баланса, то за счет этого фонда можно было бы гарантировать кредитные варианты банков для малого предпринимательства.

Остается еще раз посетовать на затруднения с информацией. Видимо, сложности возникают не только с движением ее от власти к бизнесу, но и в обратном направлении. Ситуацией стоит озаботиться.

Валерий ГОЛУБЧИКОВ, директор ООО "Норд ЛТД":

- Вот у меня в руках "Свидетельство участника выставки "100 лучших товаров России". Мы этот документ заработали самостоятельно, не получив ни от областной, ни от городской администраций никакой информации, что такая выставка состоится. Узнали о ней случайно. Пермская область официально делегировала на нее... "ЛУКОЙЛ". Послать представителей малого бизнеса в голову не пришло.

... И все же наибольшие разногласия, едва ли не конфронтацию вызвал вопрос о передаче частникам функций, с которыми не справляются муниципальные предприятия. ЖКХ, общественный транспорт, переработка бытовых отходов...

Нельзя не согласиться с представителями бизнеса: городская власть в этом случае не столько интересом предпринимателей озабочена, сколько за их счет хочет решить свои проблемы. Но насколько взаимовыгодно могут в данном случае увязываться интересы обеих сторон?

Городская власть предлагает заработать на муниципальных заказах . То, что частники интереса не проявляют, Н. Фадеев объясняет их недоверием: мол, вдруг да городская казна не расплатится "живыми" деньгами (прецеденты бывали). Но нынче бюджет города профицитный , город обязательно заплатит - только возьмитесь.

А частники не хотят. Говорят: не наше это дело.

Бизнес не должен хвататься за любую возможность заработать. У него есть профильное, хорошо знакомое направление работы. Поспешная диверсификация, конъюнктурные метания, попытки освоения новых сфер деятельности любой учебник маркетинга называет грубейшей ошибкой, ведущей к потере управляемости. Вот муниципальная власть и услышала в ответ:

- Мне что, бросить бизнес, в котором я 7 лет, и идти подметать улицы?

- Как вы это себе представляете - человек вдруг взял и занялся дорожным строительством? Вы знаете, сколько сейчас стоит грейдер?

Вряд ли стоит ожидать, что солидные, давно осваивающие свою бизнес-нишу частные фирмы вдруг развернутся на 180 градусов и с веселым клекотом спикируют на приманку муниципального заказа. Уборка дворовых территорий может стать частным предпринимательством, только если дворник дядя Вася вдруг пошлет подальше свое домоуправление, приватизирует метлу, соберет все справки, зарегистрируется в райадминистрации и раз в год удачно купит газету "Вечерняя Пермь": ну-ка, что там пишут про конкурсы за право скрести асфальт и поливать клумбы? Надеяться, как это делает Н. Фадеев, что такие вот дяди Васи со временем сольются в консорциумы, как песчинки мало-помалу слипаются в скалы, значит, быть не столько радикалом Чубайсом, сколько идеалистом Гайдаром. Ведь по статистике всего 7% трудоспособного населения способны решиться на экономическую самостоятельность, на открытие собственного дела. Среди дворников этот процент, надо думать, еще ниже.

И еще одна позиция, по которой разногласия между властью и бизнесом, видимо, никогда не сойдут на нет . Власть не хочет разбираться с частными затруднениями конкретных предпринимателей. На то и конкуренция, чтобы выживали сильнейшие . Это ведь вполне логично - решать нужно проблемы, общие для всех. Иначе утонешь в текучке. И вообще, как выразился г-н Фадеев, "если чиновник озаботился отдельными интересами предпринимателя, этот чиновник должен сесть".

Только дело в том, что общих проблем слишком много - наверное, столько же, сколько законов и всяких разных нормативных актов. И поскольку их много, то кажется, будто они не общие, а частные.

А малые и средние предприятия страдают не от конкуренции с себе подобными . Они сейчас за право выжить по большей части конкурируют с государством. То есть увлеклись азартной игрой, партнер в которой произвольно меняет правила.

Вот в райадминистрациях появятся "датчики". Но до какой же степени нужно не доверять районным властям, чтобы создавать параллельную службу для взаимодействия с предпринимателями? Получается, как в старой сказке: в государстве существует полиция, а также тайная полиция, которая следит за обычной, и еще совершенно секретная полиция, следящая за тайной... Чиновничью пирамидку недоверия можно надстраивать бесконечно.

Валерий ГОЛУБЧИКОВ:

- В районной администрации мне выдали анкету из 20 пунктов: "Имеете претензии?", "Имеете проблемы?" и т. д. Во всех пунктах поставил "да", кроме : "Имеете ли взаимодействие с райадминистрацией ". Ой, говорят, такую анкету в мэрию нельзя посылать, а то нас на уши поставят. Ну, ладно - только не указывайте свою фамилию и какой район, а то, не дай Бог, Трутнев узнает, откуда такая анкета пришла...

Что касается "структуры", которая должна встать между предпринимателем и проверяльщиками , то надежной защиты от чиновничьего рэкета она обеспечить не сможет. Те же пожарные и санэпиднадзор предъявляют свои требования на самом законном, хоть подчас и малоразумном , основании . И "отмазать" предпринимателя на муниципальном уровне не удастся.

Другое дело, если с бизнесмена требуют согласований, выплат, отчислений и пр., законом не положенных. Это тоже умеют и любят. И если несостоявшийся взяткодатель предпочтет обратиться в суд и выиграет его, то никакого наказания для изобретателя канцелярских волокит в этом случае не предусмотрено... Однако что помешает муниципальному чиновнику сговориться с федеральным ? Это что, два разных биологических вида, один берет, а у другого рука не поднимается? Как бы предпринимателям с этим нововведением не пришлось "отстегивать" уже в два кармана... Или тут тоже можно "датчиков" приспособить?

Павел КУДРЯВЦЕВ, генеральный директор НПП " Тривектр ":

- Мы разработали автоомывающую жидкость "Зима", запустили производство, провели рекламную кампанию, обзавелись кругом покупателей, до сих пор телефоны раскалены - "Давайте, давайте!" А нам запретили его производить. Главный санитарный врач нашей страны издал постановление, в котором отметил, что "Зима" при использовании по назначению не приводит к отрицательному воздействию на организм человека. Но в связи с тем, что "у нас в стране есть большое количество - я цитирую, - социально опущенного населения", производство и реализация этого продукта была запрещена.

"ЛУКОЙЛ" со своим аналогичным продуктом из-за этого постановления залетел на несколько десятков миллионов, у него все склады им затарены . Что делать? Начинаем разбираться. Производить и продавать запрещено. А импортировать - можно. Пожалуйста, импортно продается по 75 рублей за литр. У нас было - 35 рублей за 5 литров. Значит, был у постановления "социальный заказ".

Сколько у нас проверяющих с тех пор перебывало, и СЭС, и торгинспекция - не производим ли? Нет, уже не производим. А потребителям приходится заезжать в ларек, покупать бодяжную водку и - туда, в бачок омывателя .

Написал Чебыкину , получил ответ: пожалуйста, подавайте в суд на главного санитарного врача России. Куда уж нам - "ЛУКОЙЛ" не решается...

Конечно, совершенно справедливо высказалась г-жа Гилиатулина из правового управления: у каждого уровня власти своя сфера ответственности и нельзя требовать от низовой, муниципальной решения проблем, которые вне ее компетенции. Но предприниматели-участники "круглого стола" ни в какую не согласны с этой логикой.

Владимир ВЛАСОВ, генеральный директор ООО " Эвергрин ":

- Власть должна воспринимать наши проблемы независимо от уровня своей компетенции. Ведь мы дойти до самого верха не можем, нас там никто не примет и слушать не захочет. А у власти низовой есть возможность выйти на ступенечку выше. У той - еще на ступенечку . Это в случае, если действительно есть желание помочь.

Но вот почему Аксененко ездит к Тулееву заключать тарифное соглашение? И почему он просто-напросто выгоняет из своего кабинета Игоря Николаевича Шубина, поскольку у министра путей сообщения есть только два мнения - одно его, Аксененко, а второе неверное?..

И под конец - нечто вроде анекдота, который рассказал директор ООО "Норд ЛТД" Валерий Голубчиков.

Встречается это Лужков с московскими предпринимателями. Кладет на трибуну свою кепку и говорит: выставляю ее на аукцион. Кто купит, получит право беспрепятственного доступа в мой кабинет, мы с ним напрямую порешаем все его конкретные вопросы. Торг был ожесточенный, кепка ушла за немалые деньги. А Лужков тут же выставил вторую кепку... Но выигравшие, действительно, смогли миновать все рогатки на пути к кабинету московского властителя. Именно там они смогли добиться - нет, не эксклюзивных преференций, а элементарного выполнения норм, законов и принципов справедливости. Которые как бы "для всех", но попробуй-ка на них претендовать, если ты не в нужной кепке.

Павел КОПЕЙЩИКОВ.

www.nk.permonline.ru

наверх Загрузок: 6602    всего просмотров  29.04.2004