Сервисы INTERNED.RU: Найди on-line - Закажи подбор - Сделай проверку
Вход  Подбор    Добавить    Сервис  Документы    Форум    Ссылки  
 +  -    
  законодательство  недвижимость  статьи
   Санкт-Петербург
   документы
   право
   земля
   ипотека
   налоги
   недвижимость
   прочее
  
"Ищи on-line"
Жилые Коммерческие Загородные
Дай заявку и займись собою!
законодательство  >  прочее
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
================================================================

(вопросы теории и практики)

ГУЩИН ВЛАДИМИР ЗАХАРОВИЧ  Специальности: 12.00.11 - судоустройство, прокуратура, адвокатура, нотариат. 12.00.02 конституционное право; государственное управление; административное право; муниципальное право.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук

МОСКВА 1998    

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений. Признаны идеологическое многообразие, многопартийность. В условиях, когда развитие государства и общества выходит на качественно новый уровень, возникает острая необходимость выработки не только адекватных мер реагирования на нарушения конституционных прав и свобод, но и осуществления превентивных мер воздействия, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Строительство демократического правового государства, радикальные изменения во всех областях жизни России сопровождаются массовым движением общественности, созданием многочисленных общественных организаций, которые выступают в качестве связующего звена между государством и формирующимся гражданским обществом в процессе проведения в стране крупномасштабных политических и социально-экономических преобразований, являются активными участниками этих преобразований, а также действенными участниками других многоплановых гражданских акций. Идет процесс формирования разнообразных общественных организаций, осознающих себя как общность, нуждающуюся в саморегуляции , защите, сотрудничестве с другими группами, государством в целом. С точки зрения палитры человеческих интересов, масштабности и значимости возникающих формирований, этот процесс многообразен и многопланов. Как обоснованно, на наш взгляд, отмечает С.С.Юрьев, значение общественных объединений возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба,

- 4 -  

и судьба страны. 1)

Именно в такой обстановке находится наше общество сегодня. Спектр социальных, а порой и политических интересов, который представляют существующие общественные объединения, огромен, а с образованием новых массовых формирований он расширяется и обогащается. В период с января 1991 г. по май 1995г., т.е. в период действия на территории России Закона СССР "Об общественных объединениях", в Российской Федерации было зарегистрировано около 40 тысяч общественных объединений, в том числе Министерством юстиции России 2760, Управлением юстиции г .М осквы - 4606. На 31 декабря 1997 г. Министерством юстиции России их зарегистрировано уже более 3500, а Управлением юстиции Москвы более 6000. Среди них и политические партии, и профсоюзы, и другие массовые общественные движения. Количество их участников - миллионы. Идет процесс формирования и совершенствования их правовой базы. Вместе с тем кризисное состояние экономики, политическая нестабильность общества, правовой нигилизм, охватывающий значительные силы населения и властные структуры всех уровней, зыбкость и подвижность нормативно-правового "поля", наличие пробелов, "дыр" в законодательстве пагубно влияют на соблюдение конституционного права каждого на объединение, свободу деятельности общественных объединений.

Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций. Нарушение этого права и свободы зачастую обусловлено недостаточной правовой квалификаци -

1) Юрьев С.С. "Правовой статус общественных объединений", М., 1995 г., с.7

- 5 -  

ей, отсутствием методических рекомендаций по надзору и контроле за соблюдением права граждан на объединение, бездушием и невниманием конкретных чиновников, разрывом между их словом и делом, встречающимися случаями злоупотребления властью и т.п. Распространены факты нарушения законодательства и руководителями общественных объединений.

Переходный период переживаемый страной, и присущие ему глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, сопровождаемые кризисом законности заставляют по-новому, с учетом признания Конституцией России человека, его прав и свобод высшей ценностью, определить роль и функции государственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, теоретически осмыслить место и роль органов прокуратуры в государственной системе защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественного объединения, предложить свое видение по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение.

Актуальность исследования объясняется также вступлением России в Совет Европы, что налагает на нашу страну дополнительные обязанности по защите прав и свобод человека.

Степень разработанности темы. Как показал анализ юридической литературы, вопросы правого регулирования деятельности общественных объединений, участия их в делах государства, развития системы общественных организаций, их правового статуса, истории возникновения политических партий и иных массовых общественных объединений исследовались в течение ряда лет широким кругом авторов (Абрамов Ю. К. , Беляева H.D., Бекназарюзбашев Т.Б., Брянский А. Ф., Бутенко А.П., Ланиленкс В.Н., Дмитриев Ю. А., Зайцева Е.В., Зотова З.М., Иванов Е. А., Кравченко В. В., Ненашев С. В., Спирин Л. м.,

Степанский А.Д., Токмаков К.К., Шутько Д.В., Шиглик А.И., Ямполь-ская Ц.А. и другие).

Мощный процесс создания политических партий и других массовых общественных объединений в последнее время не мог не привлечь внимания и других исследователей. В 1994-1998 годах опубликованы интересные работы С.А.Солдатова "Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование); В.Н.Краснова "Система многопартийности в современной России"; С.С.Юрьева "Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы"; Ю.А.Юдина "Политические партии и право в современном государстве". Под редакцией А.И.Зевелева опубликована книга "История политических партий России". Помимо монографий, в различных журналах и сборниках деятельности политических партий и иных общественных объединений посвящены статьи, принадлежащие перу А.С.Автономова, А.А.Белкина, С.А.Боголюбова, А.П.Бутенко , Ю.А.Веденева , С.Е.Дей-цева , Ф.Ы.Измайловой, А.Е.Козлова, Л.К.Суворова и других авторов.

К сожалению, вопросы конституционного права граждан на объединение в отечественной правовой литературе освещены недостаточно. Это объясняется прежде всего тем, что хотя право на объединение граждан закрепляли все советские конституции, закона, регламентирующего порядок их создания, не было до октября 1990 года. Все общественные формирования до отмены ст.6 Конституции СССР, закреплявшей монопольную роль КПСС как ядра политической системы, руководящей и направляющей силы советского общества, были огосу-дарствлэны , действовали только под руководством коммунистической партии. Право граждан на создание оппозиционных или нежелательных для правящей партии общественных объединений предусмотрено зако -

— 7 —  

ном не было. Сама попытка создания таких объединений таила в себе угрозу уголовного преследования. Жесткая система единовластия КПСС, сросшейся с государственным аппаратом, мешала развитию демократических процессов реализации права граждан на объединение в широком смысле слова.

Необходимо также отметить, что использование методических рекомендаций, содержащихся во многих работах, изданных в советский период, сегодня является весьма проблематичным. Во-первых, большинство их выводов и предложений базируется на нормативных актах , утративших силу. Во-вторых, утратили силу и многие положения марксистско-ленинской теории, являющейся методологической основой названных работ. В-третьих, ряд общественных объединений, деятельность которых ранее изучалась, прекратили свое существование или изменили формы и методы деятельности. В-четвертых, изменилось само государство нашей страны, обострилась проблема защиты потребителей и предпринимателей, защита окружающей природной среды и т.д. Появились новые общественные формирования.

Что касается прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение, то, несмотря на важность и актуальность этих вопросов, фундаментальное их изучение вообще не проводилось (не издано ни одной монографии, не защищено ни одной диссертации, отсутствуют методические пособия), что и определило выбор темы проведенного исследования.

Предмет, цель и задачи исследования. Предмет данного исследования - конституционное право каждого на объединение; роль и значение общественных объединений в защите прав и законных интересов граждан в условиях идеологического многообразия и политического плюрализма; место и роль органов прокуратуры в механизме

государственных органов по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и в частности права на объединение; формы и методы деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением названного права. К предмету исследования следует отнести и соответствующие юридические нормы, обеспечивающие реализацию данного права, а также деятельность органов прокуратуры по надзору за его соблюдением.

Тематический круг вопросов, относящихся к области защиты прокуратурой прав граждан на объединение, свободы деятельности общественных формирований, весьма широк. Поэтому диссертация ограничивается лишь следующими тематическими аспектами: правовая основа права граждан на объединение; понятие общественного объединения и анализ законодательства, регламентирующего порядок создания и деятельности общественных объединений; правовая основа и механизм осуществления прокурорского надзора за соблюдением названного права граждан, основные направления деятельности прокуратуры по предупреждению и пресечению нарушений права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений.

В соответствии с предметом исследования, его основная цель состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного и зарубежного законодательства, практики его реализации, теории и практики деятельности прокурорского надзора сформулировать некоторые научно-практические рекомендации по совершенствованию правового механизма реализации права каждого на объединение, повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением данного права.

_ Q —  

В рамках поставленной в диссертационном исследовании цели были выделены следующие задачи:

- изучение российского и международного законодательства, регулирующего права граждан на обьединение (история создания и деятельности общественных объединений);

- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства об общественных объединениях, обеспечению механизма их образования, деятельности и ликвидации;

- изучить правовую основу и практику деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением права граждан на объединение;

- показать место и роль прокуратуры в государственном механизме признания, соблюдения и защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений;

- определить предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение;

- рассмотреть формы и методы прокурорского надзора за соблюдением названного конституционного права граждан;

- сформулировать некоторые теоретические выводы о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов об общественных объединениях, соблюдением права граждан на объединение и разработать практические рекомендации по повышению его действенности.

Методология и методика исследования. В процессе исследования проблем прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на объединение автор руководствовался общенаучным диалектическим методом познания. Методика исследования включает использование исторического, системного, логического, социологического и иных методов, сравнительно-правового анализа законода -

- 10 -  

тельства и практики его применения, изучение и обобщение прокурорского надзора и судебной практики в изученной области. Таким образом, метод исследования носит комплексный характер.

Системно-структурный метод дал возможность изучить структурные и типологические характеристики общественных объединений, характеристики форм и метотодов прокурорского надзора. Логический -п омог сформулировать систему основных теоретических положений и критерий отбора и обобщения эмпирических данных. Социологический метод способствовал выявлению ряда закономерностей и характеристики предмета исследования. Применение сравнительного метода позволило обозначить общее, особенное и единичное в функционировании общественных объединений в России и в деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением конституционного права граждан на эти объединения, а исторического - понять процесс развития общественных объединений в России и за рубежем в конкретных исторических условиях, сделать определенные выводы, вытекающие из анализа и синтеза исторического материала.

Исследование базировалось не только на трудах ученых, изучающих деятельность общественных объединений, но главным образом на трудах ведущих специалистов в области теории прокурорского надзора, конституционного права и смежных с ним дисциплин: Алексеева В.Б., Баглай М.В. Баскова В.И , Березовской С.Г., Берензона А.Д., Белкина А.А., Бойкова А.Д., Гаврилова В.В. . Горшенева В.М., Даева В.Г., Демидова И.Ф., Дмитриева Ю.А., Долежан В.В., Емельянова С.А., Клочкова 3.В., Коробекникова Б.В., Кудрявцева В.Н., Кутафи-на О.Е., Ларькова А.Н., Межулова В. Г., Николаевой Л. А., Розен-фельф В.Г., Рябцева В.П., Сафонова А.П., Скворцова К.Ф., Скуратова Ю. И., Соловьева А.Б., СтароваБ.Ф ., Стрекозова В.Г., Сухарева

- 11 -  

А.Я., ШиндаВ.И ., ЭбзееваБ.С ., Якубович Н.Я., Ястребова В.Б. и других. Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Международно-правовые акты, законы Российской Федерации: "О прокуратуре Российской Федерации", "Об общественных объединениях" и т.д., нормы Конституций и законов зарубежных стран, касающиеся прав граждан на объединение и деятельности органов прокуратуры, Указы Президента России, Конституции и уставы субъектов Российской Федерации и другие правовые акты, уставы и программы общественных объединений.

Сбор фактического материала произведен на основе изучения данных статистики и периодической печати о правонарушениях в сфере прав граждан и общественных объединений, в том числе и политических партий, материалов практики прокурорского надзора за исполнением законов об общественных объединениях, осуществлявшегося в 1993 - 1997 г. г. прокуратурами 60 субъектов Федерации.

По специальной программе были изучены планы работ и докладные записки прокуроров всех субъектов Федерации за 1993-1997 годы, в том числе с выездом в прокуратуры: городов Москва и Санкт-Петербург, краев: Алтайского и Краснодарского, областей: Архангельской, Московской и Саратовской. В составе бригады Генеральной прокуратуры РФ автор принимал участке в проверке исполнения законодательства об общественных сбьединениях в Министерстве юстиции России. В ходе исследования изучалась также и практика работы общественных объединений.

По вопросам, являвшимися предметом диссертационного исследования проведен опрос более 100 прокурорских работников и 250 руководителей общественных объединений. По специально разработанной схеме изучено 100 протестов и 260 представлений, внесенных в свя -

- 12 -  

зи с нарушением законодательства об общественных объединениях, а также 50 уголовных дел и отказных материалов.

Научная новизна и значимость диссертации состоит в исследовании теоретических и практических проблем прокурорского надзора за соблюдением конституционного права на объединение, возникших на современном этапе жизни российского государства в связи с принятием Конституции Российской Федерации, Федеральных законов об общественных объединениях, 0 прокуратуре Российской Федерации, которые возложили на органы государственной власти, и безусловно и на прокуратуру, обязанность по защите права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений, В условиях кризисного состояния законности, политической нестабильности, разбалансированности деятельности различных органов контроля обосновывается место и роль прокуратуры в системе государственного механизма защиты прав граждан. Это первое в отечественной правовой науке комплексное диссертационное исследование, посвященное проблеме прокурорского надзора за соблюдением названного права.

Положения, выносимые на защиту. Полученные в процессе исследования результаты позволили вынести на защиту следующие положения.

1.Граждане Российской Федерации имеют конституционное право не только на объединение в общественные формирования, но и право на любые объединения, в том числе религиозные, коммерческие и т. д. Право на объединение имеет как гражданин Российской Федерации, так и иное лицо (иностранец и лицо без гражданства), законно проживающее на территории России. Все они, за некоторым исключением, обладают правом вступать в объединения, создавать их. Об этом говорит содержание статьи 30 Конституции: "Каждый имеет пра -

- 13 -  

во на объединение... "

2. Право на объединение, свобода деятельности общественных объединений - категории не только внутригосударственного, но и международного права. Следовательно, при организации прокурорского надзора за соблюдением названных права и свободы необходимо иметь в виду не только российское законодательство, но и нормы международных правовых актов в данной области.

3. Права и свободы человека, создаваемых им объединений, находятся в одной "связке", близки по своей природе. Вместе с тем данные термины (понятия) не равнозначны, не являются синонимами. Они отличаются друг от друга тем, что право представляет возможность совершать или не совершать какие-то конкретные действия (полномочия). Термин же "свобода" означает возможность действовать по своему усмотрению в более широком, философском плане (в сравнении с правом). Свобода - более емкий феномен, предполагающий возможность человека по своему усмотрению исследовать идеалы, придерживаться ценностных ориентации, выезжать за пределы Российской Федерации, выбирать место жительства, вступать в ряды того или иного общественного объединения, распоряжаться своими способностями и имуществом, своей судьбой и т. д. В содержание свободы может входить набор нескольких прав человека или общественных объединений.

Чтобы государство (в том числе и органы прокуратуры) могло гарантировать исполнение прав и свобод, защищать их, они должны быть законодательно закреплены, определены условия, формы и методы их практической реализации, установлена конкретная ответственность за их нарушение.

- 14 -  

4. Комплексный характер правового регулирования отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью общественных объединений обуславливает и многообразие форм правовой инсти-туционализации (или правовых источников объединений). Ими являются нормативно-правовые акты различных видов, и прежде всего Конституция России. Включение в основной закон положений об общественных формированиях свидетельствует о признании той роли, которую они играют в организации и осуществлении деятельности органов государственной власти, о практическом значении одного из основных прав человека - права на объединение, свободы общественных объединений. Но эта свобода не может быть абсолютной. Придание общественным объединениям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки, предотвратить использование свободы в ущерб демократии, в ущерб правам и свободам других граждан, другим общественным объединениям.

5. В настоящее время законодатель России идет по пути принятия множества законодательных актов, регулирующих порядок создания и деятельность различных видов общественных объединений, определяющих их правовой статус, что нередко ведет к противоречию норм этих актов, а в ряде случаев и к несоответствию их с нормами Конституции Российской Федерации. В связи с этим в диссертации выдвигается предложение - вместо многочисленных законов принять Кодекс об общественных объединениях. Интересы защиты прав граждан на объединение, свободы деятельности общественных объединений должны в полной мере учитываться в процессе совершенствования административного, гражданского, уголовного и иного законодательства.

- 15 -  

6. Прокуратура в системе государственных органов, призванных соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение, занимает одно из ведущих мест и ее правозащитные функции, как и функции других органов, в данный период не должны ослабляться. Механизм осуществления прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение необходимо совершенствовать путем безукоризненного применения действующих правовых норм, устранения пробелов и противоречий в законодательстве, принятия новых норм, уточняющих и расширяющих компетенцию прокуратуры в рассматриваемой области.

7. Предметом надзора за соблюдением конституционного права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений, должно быть соблюдение названных права и свободы (установленных Конституцией Российской Федерации и иными законами, действующими на территории Российской Федерации, и ее субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, а также указами Президента РФ) федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов России, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, гражданами, а также соответствие законам и международно-правовым актам издаваемых соответствующими органами, должностными лицами, руководителями коммерческих и общественных объединений правовых актов.

8. Основанием для организации прокурорских проверок соблюдения права каждого на объединение должны быть только нарушения законов, действующих на территории России, Указов Президента Р ос-

- 16 -  

сийской Федерации, предусматривающих право каждого на объединение, свободу деятельности общественных объединений, основные гарантии их обеспечения, а также нарушение норм международного права, международных договоров Российской Федерации (в рассматриваемой области), которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При осуществлении надзора прокуроры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением права каждого на объединение, свободы деятельности общественных формирований, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную, внутриуставную деятельность организаций.

9. Организуя надзор за соблюдением конституционного права каждого на объединение, прокурор должен исходить из того, что прокурорский надзор по своей сущности един. Его направления (отрасли) - взаимосвязанные части единого процесса, имеющего цель -о существлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

10. Для совершенствования деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением конституционного права каждого на объединение в диссертации обосновывается ряд конкретных мер. В частности:

- прокуратура Российской Федерации должна осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по борьбе с иными правонарушениями, в том числе и с нарушениями прав и свобод граждан;

- в целях повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на объединения полномочия прокуроров необходимо уточнить и дополнить;

- 17 -  

- устранить противоречия норм Федерального закона: "О прокуратуре Российской Федерации" с нормами федеральных законов об общественных объединениях, касающихся прокурорского надзора за соблюдением законов общественными формированиями;

- обеспечение более широкой гласности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением права граждан на объединение и принят ии ею мер по устранению выявляемых правонарушений;

более активное привлечение к прокурорским проверкам представителей общественных объединений, создаваемых для защиты прав граждан и т.д.  

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что выносимые на защиту положения расширяют и углубляют концепцию прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на объединение. В нем содержатся новые подходы к организации деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, укреплению законности ,з ащиты права каждого на объединение, обеспечение гарантии свободы деятельности общественных объединений.

Выводы автора имеют непосредственное отношение и к реальной обстановке, к сложным и противоречивым процессам деятельности об-щественнь"х объединений, которые могут быть импользованы для совершенствования законодательства об общественных объединениях и прокуратуре Российской Федерации, обоснования практических мер по повышению эффективности их деятельности.

Теоретическое исследование рассматриваемой темы позволило обосновать необходимость повышения правозащитной функции прокуратуры в переживаемый Россией переходный период, определить предмет и пределы надзора за соблюдением конституционного права граждан

- 18 -  

на объединение, методику и тактику надзора в исследуемой области. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы изложены в подготовленных монографии "Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение (вопросы теории к практики)", методических рекомендациях: "Надзор за соблюдением законодательства о политических партиях и иных массовых общественных объединениях", "Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение", комментарии к Федеральному закону "Об общественных объединениях", опубликованных более 20 статей по теме диссертации. Результаты диссертационного исследования апробированы в выступлениях автора на семинарах прокурорских работников ряда субъектов Федерации, научно-практических конференциях, "круглых столах", парламентских слушаниях Государственной Думы РФ. В составе рабочей группы Государственной Думы автор принял участие в подготовке проекта Федерального Закона "Об общественных объединениях", а ряд его рекомендаций были использованы при подготовке проекта Федерального Закона "О политических партиях".

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов (разделов), заключения и списка использованной литературы.  

Во "введении" обосновывается актуальность, степень разработанности темы, предмет, цели и задачи исследования, излагается методология и методика исследования, эмпирическая база исследования, научная новизна и значимость диссертации, положения, выноси-

- 19 -  

мые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования, а также апробация и внедрение результатов исследования.

В главе 1 "Понятие конституционного права граждан .н а объединение" содержится четыре параграфа.

В первом параграфе "Понятие конституционного права на объединение, свободы деятельности объединений" содержание права каждого на объединение, свободы деятельности общественны объединений рассматривается на общем фоне содержания прав и свобод личности, определяемых соответствующими правовыми нормами Конституции. Причем крен делается в сторону юридических аспектов аспектов прав и свобод. Исходя из смысла содержания ст.30 Конституции, гласящей, что каждый имеет право на объединение..., никто не может принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем, она , по мнению диссертанта, определяет право на создание и вступление в любое объединение, а не только общественное. Такой вывод обосновывается тем, что в названном тексте нет указаний на общественный характер объединения и не называются другие объединения: коммерческие, производственные и иные.

Что касается свободы деятельности объединений, то в той же статье Конституции указывается о гарантии свободы деятельности общественных объединений. В статье 13 Конституции также говорится о равенстве перед законом общественных объединений и приводится перечень оснований, запрещающих создание и деятельность только общественных объединений. Анализируя данные положения Конституции, других законодательных актов, высказывания ряда авторов, диссертант делает вывод о противоречиях, несостыковке названных конституционных норм, которые должны быть устранены.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общест -

- 20 -  

венных объединений, будучи закрепленными в Основном Законе нашей страны и в международных правовых актах относятся к основным, конституционным правам и свободам, которые напрямую связаны с реализацией одного из важнейших конституционных принципов - народовластия, поэтому надзор за их соблюдением является одной из главных задач прокуратуры России, которая от имени Российской Федерации призвана осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В разделе 2 "Право на объединение, свобода деятельности общественных объединений - категории международного и внутригосударственного права" исследуется история создания и деятельности общественных объединений как в России, так и за рубежом.

По мере создания единого международного правового пространства, взятие на себя государствами международных обязательств, заключение международных правовых договоров в рассматриваемом аспекте, право на объединение, свобода деятельности общественных объединений становятся объектами внутригосударственного и международного регулирования, т.е. категориями не только внутригосударственного, но и международного права. Следовательно, при организации прокурорского надзора за соблюдением этих прав и свобод необходимо иметь в виду не только российское законодательство, но и нормы международных правовых актов.

В параграфе 3 "Характеристика общественных объединений России, их правовой статус" подвергается анализу понятие общественного объединения, даваемое рядом авторов в юридической литературе, посвященной этой теме, различных словарях, определение их в законодательных актах, как в советский, так и в постсоветский периоды.

- 21 -  

/

Приводя разные точки зрения ученых и законедателй &К , диссертант присоединяется к тем из них, которые полагают, что общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Анализируя динамику регистрации общественных объединений автор дает и характеристику их правового статуса. Подробно рассматривается деятельность следующих общественных формирований: объединений, созданных для защиты прав потребителей либо предпринимателей, политических партий, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, созданных для защиты окружающей природной среды. При этом автор приходит к выводу, что в целях повышения эффективности деятельности общественных объединений по выполнению стоящих перед ними задач, необходимо совершенствовать формы и методы их работы, улучшать взаимодействие с государственными органами, в том числе и органами прокуратуры, а последним более результативно осуществлять контроль и надзор за исполнением законов об общественных объединениях.

В параграфе четвертом "Основные принципы создания и деятельность общественных объединений" выделяются следующие принципы их создания и деятельности: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность. Рассматривая порядок создания и деятельность общественных объединений, их основные принципы, автор акцентирует внимание на то, что право на объединение, как и другие права и свободы граждан, не являются абсолютными. Международные правовые акты и российское законодательство предусматривают отдельные ограничения на создание и деятельность общественных

- 22 -  

объединений.

Вторая глава "Правовая основа деятельности прокуратуры за соблюдением конституционного права граждан на объединение" посвящена ряду наиболее важных, по мнению автора, для нынешней правозащитной деятельности прокуратуры и в то же время спорных положений теории прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и в частности надзора за соблюдение конституционного права граждан на объединение. Глава состоит из трех разделов (параграфов).

В первом разделе "Методы и роль прокурорского надзора в системе государственных органов по защите права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений" рассматривается история создания и деятельности отечественной прокуратуры, подчеркивается, что надзор за исполнением законов на протяжении почти трех веков был одной из ее главных функций. Подвергая анализу точки зрения ученых, и в первую очередь критикующих нынешнюю деятельность прокуратуры, утверждающих, что в условиях перехода российской экономики к рынку социальные и экономические права граждан саморегулируются и нет оснований для вмешательства государства, в том числе и прокуратуры, в рыночные отношения, что прокуратура и ее надзор проявили себя как "инструмент тоталитарного государства" и поэтому она не может быть учреждением демократического правового государства, предлагающих отменить прокурорский надзор за исполнением законов различными государственными органами, их должностными лицами, а также за соответствием законов издаваемых ими правовых актов и т.д. автор обосновывает иное положение. Прокуратура, осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, зани -

- 23 -  

мает достойное место в системе государственных органов, обязанных признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на объединение, что роль прокуратуры в правозащитном механизме постсоциалистического государства с учетом реалий сегодняшнего дня: кризисного состояния законности, политической нестабильности, распространенности правонарушений и разбалансированности деятельности различных органов контроля не должна ослабляться . Ее правозащитные функции, как и функции других государственных органов, необходимо уточнить и расширить.

Во втором разделе "Правовая основа осуществления прокурорского надзора за соблюдением права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений" диссертант аргументирует вывод о том, что правовую основу прокурорского надзора за соблюдением права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты о правах человека, Федеральное законодательство (прежде всего законы "О прокуратуре Российской Федерации" и "Об общественных объединениях ") и соответствующие Конституции и законодательство субъектов России (правовая система "второго уровня"), которые определяют Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, структуру органов прокуратуры, ее функции.

В третьем разделе "Некоторые аспекты совершенствования законодательства об общественных объединениях и прокурорском надзоре" подвергаются анализу законодательные акты о правовом статусе общественных объединений, о порядке их создания и деятельности, а также законодательство о прокурорском надзоре.

На конкретных примерах автор показывает несовершенство исследуемого Федерального законодательства - низкое качество и про -

- 24 -  

тиворечивость его отдельных норм, а в ряде случаев и отсутствие в законах определения механизма реализации их требований, несоответствие правовых актов субъектов Федерации Федеральному законодательству и т. д.

Например, в статье 38 Федерального Закона " Об общественных объединения" сказано, что надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. В Законе же "О прокуратуре Российской Федерации" общественные объединения среди субъектов надзора не названы.

Согласно Федерального Закона О б общественных объединениях орган, регулирующий общественное объединение, обязан в месячный срок рассмотреть его заявление о регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение либо отказать в государственной регистрации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Согласно Федеральному Закону 0 профессиональных союзах, их гарантиях деятельности Министерство юстиции РФ и его территориальные органы, на которые возложена государственная регистрация общественных объединений, не вправе отказывать в регистрации профсоюзам,, хотя они и являются общественными объединениями, и не вправе осуществлять контроль за их уставной деятельностью.

В соответствии со ст.21 Федерального Закона "Об общественных объединениях", государственная регистрация регионального и местного общественных объединений проводится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. В Ненецком автономном округе, являющемся субъектом Федерации, до 1997 года включительно, органа юстиции не было, поэтому создаваемые здесь обществен -

- 25 -  

ные объединения в округе не регистрировались.

На основе анализа действующего законодательства обосновывается вывод о том, что для повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением конституционного права каждого на объединение необходимо в первую очередь совершенствовать законодательство в исследуемой области и высказываются конкретные предложения по этому вопросу.

В частности предлагается устранить имеющиеся пробелы и противоречия в действующем законодательстве, привести Федеральные законы в точное соответствие с Конституцией России, а правовые акты субъектов Федерации с Федеральным законодательством. Вопросы защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений необходимо в полной мере учитывать в процессе совершенствования административного, гражданского, уголовного законодательства, законодательства о прокурорском надзоре. Поскольку законодатель в настоящее время идет по пути принятия множества законодательных актов, регулирующих порядок создания и деятельность различных видов общественных объединений, определяющих их правовой статус, что нередко ведет к противоречию ряда норм этих законов, как один из вариантов не допущения таких противоречий предлагается вместо многочисленных законов об общественных объединениях принять Кодекс об этих объединениях.

Глава 3 "Основные направления деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением конституционного права граждан на объединение" состоит из четырех разделов (параграфов).

В первом "Предмет и пределы надзора за соблюдением КОНСТИТУЦИОННОГО права граждан на объединение" подвергаются анализу Российское законодательство и законодательство других стран СНГ, а

- 26 -  

также точки зрения ученых о предмете и пределах прокурорского надзора вообще, в сфере соблюдения прав граждан, в том числе и права на объединение, в особенности. На основе анализа и обобщения перечисленных законодательных актов и юридической литературы автор приходит к выводу о том, что предметом надзора за соблюдением конституционного права на объединение, свободы деятельности общественных объединений должно быть соблюдение названных права и свободы Федеральными Министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов России, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, гражданами, а также соответствие законам и международно-правовым актам издаваемых соответствующими органами, должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих объединений правовых актов, касающихся права на объединение, свободы деятельности общественных объединений.

Определяя предмет надзора за соблюдением конституционного права каждого на обьединение , свободы деятельности общественных объединений автор исходит из того, что прокурорский надзор по своей сущности един, его направления (отрасли) - взаимосвязанные части единого процесса, имеющего цель - осуществлять от имени Российской Федерации надзор в целях обеспечения верховенства Закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Задача защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений должна решаться комплексно во вс"ех отраслях (направлениях) прокурорской деятель-

- 27 -  

ности .

По мнению диссертанта при определении предмета надзора за соблюдением права каждого на объединение, прокурору необходимо учитывать, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина, их общественных объединений в Российской Федерации гарантируется, что наряду с другими способами защиты, каждому гарантируются и судебная защита его прав и свобод, т.е. гарантии, направленные на обеспечение прав и свобод составляют стройную, внутригосударственную систему.

Определяя пределы прокурорского надзора в исследуемой области, автор обосновывает выводы о том, что основанием для исполнения прокурорами своих полномочий должны служить только нарушения законов. Указов Президента Российской Федерации, предусматривающих право каждого на объединение, свободу деятельности общественных объединений, основные гарантии их обеспечения, а также нарушения норм международного права, международных договоров Российской Федерации (в рассматриваемой области). При осуществлении надзора прокуроры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением права каждого на объединение, свободы деятельности общественных формирований, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную, внутриустав-ную деятельность организаций. Прокурору необходимо постоянно видеть границы (пределы) надзора, которые отличают его деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, и не переходить эти границы. Он не должен кого-либо подменять, а осуществлять только ту работу, которую компетентен исполнять только он и никто другой.

- 28 -  

Пределы надзора вытекают также из правового положения, которое занимает прокуратура в механизме Российского государства. Закон предоставляет прокурору широкое поле деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. Однако надзор распространяется на деятельность не всех органов: прокуратура не правомочна осуществлять надзор за деятельностью Президента, Правительства и Парламента Российской Федерации, крайне ограничены права прокуроров при рассмотрении дел судами.

В связи с тем, что прокуратура как государственный орган имеет свою структуру, звенья, служебный аппарат, наделенный конкретными правами и обязанностями, существуют пределы компетенции определенных должностных лиц прокурорского надзора. Если Генеральный прокурор Российской Федерации, возглавляющий прокурорскую систему, наделен правохранительной властью в полном объеме и во всероссийском масштабе, власть подчиненных ему прокуроров ограничена должностной и территориальной компетенцией. Надзор прокуроров обычно распространяется лишь на ту территорию, которую они обслуживают.

Во втором разделе "Источники информации о нарушении прав каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений" рассматривается понятие информации о правонарушениях и ее источниках, обосновывается ее значение для организации и осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституционного права на объединение, подчеркивается, что проверки соблюдения названного права, свободы деятельности общественных объединений проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях , требующих использования прокурорских полномочий.

- 29 -  

Анализируя высказывания разных авторов о понятии "информации" в диссертации делается вывод о том, что для прокуроров по рассматриваемой проблеме поняти е" информации" охватывает совокупность сведений, отражающих данные о характере нарушений прав каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений; как и когда эти нарушения совершены; последствия этих нарушений, / . их причины; обоснованность и законность принятых по ним мер; источники информации, ее достоверность, а также другие сведения, необходимые прокурору для организации надзора за соблюдением названных выше права и свободы.

Поскольку число источников информации большое, а имеющаяся в них информация во многих случаях обширная, следует упорядочить круг сведений, составляющих нужную для прокурора информацию. По мнению автора, в ней должны содержаться следующие данные: где выявлено нарушение закона, кем и когда оно выявлено, существо нарушения и кем оно допущено, какие обстоятельства способствовали правонарушению.

С учетом значимости для организации прокурорского надзора поступающей информации о правонарушениях в диссертации высказывается предложение о необходимости более четкого закрепления в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" всех видов необходимой прокурору информации о нарушениях законов и его обязанности за организацию работы с поступающей информацией.

В третьем разделе "Методика и тактика осуществления надзора за соблюдением права граждан на объединение, свободы деятельности общественных объединений" наряду с описанием методики и тактики осуществления данного надзора, определения понятий названных терминов, оснований организации прокурорских проверок, их форм и ме -

- 30 -  

тодов , гласности этой деятельности, обосновывается ряд предложений, необходимых, по мнению автора, для совершенствования прокурорского надзора за соблюдением конституционного права на объединение, повышения его эффективности.

1. В ст. 22 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" сказано, что прокурор "вносит представление об устранении нарушения закона", т.е. об устранении причин нарушений и способствующим им условий не говорится. Представляется, что это пробел в законодательстве, который должен быть устранен. Такой вывод подтверждается содержанием ст.27 названного Закона, которая гласит, что при осуществлении возложенных на прокурора функций он принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Для того , чтобы принимать меры по предупреждению правонарушений надо знать и устранять причины их возникновения и способствующие им условия.

2. В связи с тем, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, их государственная регистрация производится Министерством юстиции России и органами юстиции субъектов Российской Федерации, контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляет орган, регистрирующий общественное объединение, необходимо разграничить полномочия прокуратур различных уровней по надзору за соблюдением конституционного права на объединение и соблюдение законов перечисленными объединениями.

3. Согласно статье 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры вправе при осуществлении надзора за исполнением законов требовать от соответствующих руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопро -

- 31 -  

сов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Среди лиц, обязанных выполнять названное требование, органы управления и руководители общественных объединений не названы. Е то же время они перечислены среди субъектов, входящих в предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и поэтому, по мнению диссертанта, прокурор вправе требовать и выделения специалистов и проведения проверок и ревизий и от органов управления и руководителей общественных объединений для чего следует внести соответствующие коррективы в Закон "О прокуратуре Российской Федерации" и в соответствующие законодательные акты об общественных объединениях.

Названные проверки и ревизии по требованию прокуроров должны проводиться безвозмездно, поскольку они проводятся руководителями соответствующих органов и руководителей общественных объединений в подконтрольных или подведомственных им организациях, и это положение следует отразить в законе о прокуратуре.

Что касается оплаты расходов деятельности специалистов, выделяемых по требованию прокуроров для выяснения возникающих вопросов специального характера, имеющих значение для выявления правонарушений, их причин и способствующих им условий, то здесь должно быть два варианта. Первый - если специалисты задействованы на выяснении вопросов в организациях, подконтрольных или подведомственных руководителям (должностным лицам), выделивших специалистов, то их труд для прокуроров должен быть безвозмездным (т.е. оплачиваться их руководителями, а не органами прокуратуры). Второй - если специалисты задействованы на выяснении вопросов в организациях, не подконтрольных и не подведомственных руководителям

- 32 -  

(должностным лицам), выделившим специалистов, то их труд должен, по мнению автора, оплачиваться так же, как труд экспертов и специалистов - участников уголовного процесса, т.е. из бюджета государства. Во всяком случае и этот вопрос в законе должен быть уточнен.

4. Пробелом в действующем законодательстве о прокуратуре Российской Федерации является и то обстоятельство, что в нем среди субъектов, чьи правовые акты необходимо проверять на соответствие их закону, не названы органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, хотя в соответствии со ст.ст.1 и 26 Закона прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и этими лицами.

В соответствии с ч.2 ст.21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, т.е. на основании обращений граждан, должностных лиц, руководителей общественных объединений, сообщений средств массовой информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Что касается прокурорской проверки соответствия законам издаваемых правовых актов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями некоммерческих организаций и т.д., то поводы для ее организации и осуществления в Законе не указываются. На взгляд диссертанта, это пробел в законодательстве, который также должен быть устранен.

- 33 -  

5. С внесением изменений и дополнений в закон "О прокуратуре Российской Федерации" в октябре 1995 года "узаконена" координационная деятельность органов прокуратуры. Согласно ст.8 действующего закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор России и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.

Как видно из приведенного текста закона, суды из системы правоохранительных органов выведены, т.е. с ними органы прокуратуры не должны координировать деятельность по борьбе с преступностью. В указе Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" суды среди правоохранительных органов -у частников координационной деятельности по борьбе с преступностью также не названы. В нем лишь указывается, что в целях повышения эффективности координации правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции 1}. Исходя из сказанного некоторые авторы делают вывод о том, что все суды не только не относятся к правоохранительной системе, но и не должны участвовать в борьбе с преступностью, в том числе и в области прав граждан.

В диссертации обосновывается иная точка зрения. В соответствии со статьей 2 Конституции России признание, соблюдение и за-сита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Суды же Российской Федерации согласно статья 11 Конституции

1) СЗ РФ. 1996 Г , Н-17, СТ.1958.

- 34 -  

являются одной из ветвей государственной власти, поэтому они также обязаны защищать права и свободы граждан, для чего и наделены соответствующими полномочиями. Статья 22 Конституции гласит, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В статье 46 Конституции записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, т.е. права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д. Только в суде виновность каждого обвиняемого в совершении преступления может быть доказана и установлена вступившем в законную силу приговором. И только лишь суду в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предоставлено право назначать меру наказания за совершенное преступление. Наряду с органом дознания, следователем и прокурором, суд обязан выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и при наличии к тому оснований выносить частное определение (постановление), которым он обращает внимание государственных органов, общественных организаций или должностных лиц на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие принятия соответствующих мер (ст.ст.21 и 21-2 УПК РСФСР). Статья 2 Уголов-но-процессуального кодекса Р СФСР гл асит, что уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан.

Приведенные нормы закона, по мнению автора, свидетельствуют о том, что суды общей юрисдикции должны быть активными участниками координационных мероприятий по борьбе с преступностью, нарушения-

- 35 -  

ми прав и свобод граждан, в том числе и права на объединение, активными участниками этих мероприятий, а не сторонними их наблюдателями.

В диссертации подчеркивается, что координация должна осуществляться на основе равенства всех участников в разработке координируемых мероприятий, самостоятельности каждого участника в их осуществлении и прокуратура, как координатор совместных действий по борьбе с преступностью, если она им останется, ни в коем случае не должна вмешиваться з законную деятельность судов по осуществлению ими правосудия.

В работе сделан вывод о том, что в целях повышения эффективности деятельности государственных органов, в том числе и прокуратуры, по защите прав и свобод человека и гражданина прокуратура должна быть законодательно наделена правом координировать деятельность правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по борьбе с иными правонарушениями, включая и нарушения прав каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений.

6. Поскольку, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, т.е. всех ветвей власти, автор полагает, что необходимо создать федеральный координационный комитет (центр) по защите прав и свобод граждан в который должны войти представители всех ветвей власти. Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, поэтому, именно он ( или в крайнем случае его представитель) и должен возглавить названный Федеральный координационный

- 36 -  

комитет (центр). Координационное совещание правоохранительных органов, возглавляемое в настоящее время Генеральным прокурором РФ, должно входить в него или быть его филиалом, так как нарушения прав и свобод человека и гражданина непосредственно обусловлены как преступлениями, так и другими правонарушениями.

В разделе четвертом "Средства (меры) прокурорского надзора по предупреждению и пресечению нарушений прав граждан на объединение, свободы, деятельности общественных объединений" анализируются понятия и структура юридических средств прокурорского надзора по предупреждению и пресечению нарушений конституционного права на объединение, свободы деятельности общественных объединений, правонарушений, совершаемых названными объединениями, и намечаются пути дальнейшего совершенствования данных мер прокуроров.

Рассматривая содержание понятия средств (актов) прокурорского реагирования на выявленные нарушения прав каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений, нарушений ими Законов, автор считает, что под ними следует понимать полномочия прокуроров по предупреждению и пресечению названных правонарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод, принятию мер к привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

В целях предупреждения и пресечения нарушений прав граждан на объединение, привлечения виновных к ответственности органы прокуратуры применяют следующие правовые акты реагирования: протест, представление, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, а при необходимости обращаются в суд с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными .

- 37 -  

Учитывая, что эффективность и действенность прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение во многом определяется качеством правовых актов, принимаемых прокурором по поводу допущенных нарушений Закона, автор предлагает сформулировать специальную статью в Законе о прокуратуре Российской Федерации, определяющую и закрепляющую основные критерии актов прокурорского реагирования.

Подчеркивая необходимость расширения объема полномочий прокуроров по применению средств реагирования, их разнообразия, что по мнению автора будет способствовать повышению профилактического воздействия прокурорского надзора, им аргументируется и обосновывается необходимость наделения прокуроров, наряду с имеющимися, также следующими полномочиями.

1) При необходимости оперативного вмешательства по пресечению и устранению правонарушений предоставить прокурору право применения такой правовой формы реагирования, как устное предложение об устранении нарушений законности.

2) В случае нарушения права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений, нарушения законов самим объединением предоставить прокурору право при необходимости применять и такую форму реагирования как письменно предупреждать о недопустимости нарушения законов.

3) Предоставленное Федеральным Законом "Об общественных объединениях" право прокурорам вносить в соответствующие суды заявления о приостановлении деятельности общественных объединений или о их ликвидации целесообразно закрепить и в Законе "О прокуратуре Российской Федерации".

- 38 -  

В заключении излагаются основные выводы диссертационного исследования и предложения по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением конституционного права каждого на объединение, свободы деятельности общественных объединений, совершенствование деятельности самих объединений.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

1. Монография - Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. Вопросы теории и практики. М., 1998 г. - 13 п. л .

2. Комментарий к Федеральному Закону "Об общественных объединениях", М., 1996 г. - 9 п.л. (в соавторстве).

3. Некоторые направления прокурорского надзора в СССР. // Государство и право. N 3, 1989 г. - 0,6 п. л .

4. Прокурорский надзор и межнациональные отношения. // Социалистическая законность. N 4, 1989 г. - 0,4 п.л. (в соавторстве).

5. Демонстрации, шествия, митинги. // Народный депутат. N 1, 1990 г. - 0, 4 п. л .

6. Некоторые направления совершенствования прокурорского надзора в СССР. // Прокуратура в системе политических и правовых институтов общества. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции М. , 1990 г. - 0, 18 п. л .

7. Роль общественных объединений в защите прав предпринимателей. // Информационный вестник N 2 Союза предпринимателей и арендаторов России. №., 1993 г. - 0,6 п. л .

8. Собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации: вопросы прокурорского надзора. // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. N 132. М., 1991 г. - 1 п. л .

- 39 -  

9. Общественные объединения. Проблемы прокурорского надзора. // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. N 144. М., 1993 г. - 0,16 п. л .

10. Надзор за исполнением законодательства об общественных объединениях. // Законность. N 11, 1993 г. -0,5 п.л. И. Общественные объединения и защита прав предпринимателей. // Государство и право N11, 1993 г. -0,8 п. л .  

12. Методические рекомендации: "Надзор за исполнением законодательства о политических партиях и иных массовых общественных объединениях". 1993 г. - 0,4 п.л. (в соавторстве).

13. Защита прав предпринимателей общественными объединениями. // Хозяйство и право N 11, 1993 г. -0,3 п. л .  

14. О надзоре за исполнением законов общественными объединениями. // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. N 146. М., 1994 г. - 0,1 п. л .

15. Защита прав потребителей общественными организациями. Вопросы прокурорского надзора. // Хозяйство и право. N 7,1995 г. -0,8 п. л .

16. Общественные объединения. Какими нормативными актами регулируется право граждан на их создание. // Российская Федерация. N 9, 1995 г. - 0,4 п. л .

17. "Плутая в дебрях документа (о проекте закона о политических партиях)". // Российская Федерация. N 17, 1995 г. -0,6 п. л .

18. Защита прав потребителей общественными организациями. Вопросы прокурорского надзора. // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. N 154. М., 1995 г. - 0,15 п.Л.  

19. В защиту потребй$6б? // Российская Федерация N 12, 1995 г. -О , 2 п. л.

- 40 -  

20. Правовой статус общественных объединений в избирательном процессе. // Аналитический вестник N 23 Федерального собрания РФ, серия: право и гражданское общество в России. 1996 г. -0,5 п.л.  

21. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека - выступление на "Круглом столе". // Государство и право. N 10, 1996 г. - 0,15 п. л .  

22. Конституционное право граждан на объединение: пределы прокурорского надзора. // Журнал российского права. N 10, 1997 г. -0,6 п. л .

23. Методические рекомендации: "Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение". 1996 г. -0,4 п .л (в соавторстве).

24. Государственная защита конституционного права граждан на объединение. Роль прокурорского надзора. // Военная юстиция. N 3, 1997 г. -1,1 п. л .

25. Нарушения законодательства об общественных объединениях. // Служба кадров. N 1, 1998 г. -0,3 п. л .

26. "Если нарушено право граждан на объединение" (0 правовых средствах прокурорского надзора по устранению таких нарушений). // Журнал российского права. К 4/5, 1998 г. - 0,7 п. л .  

27. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве. // Журнал государство и право. N 5, 1998 г. -1,1 п. л. (в соавторстве).

28. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан на объединение. // Юрист. N 2 1998 г. - 0, 8 п. л .  

29. Понятие конституционного права граждан на объединение как категории международной и внутригосударственной. // Юрист. N 7, 1998 г. - 1,5 п. л .

30. Правозащитные функции общественных экологических объединений. // В сборнике научных статей, Правовые проблемы охраны окружающей среды. М., 1998 г. -0,9 п. л .
 
 
 

наверх Загрузок: 15344    всего просмотров  16.04.2004