"Живая линия" Interned.ru
+7 (812) 448-08-47
24 часа многоканальный
Вход  Подбор    Добавить    Сервис  Документы    Форум    Ссылки  
 +  -    
  законодательство  недвижимость  статьи
   Санкт-Петербург
   документы
   право
   земля
   ипотека
   налоги
   недвижимость
   прочее
  
 Вся недвижимость Сант-Петербурга
 Проверка на безопасность сделки
законодательство  > 
Основные положения новых жилищных законов
Проверьте историю объекта
================================================================

Жилищный кодекс Российской Федерации 29.12.04 № 188-ФЗ Содержание: Регулирование базовых правоотношений в жилищной сфере. Определение компетенций Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в жилищных отношениях. Регулирование прав и обязанностей собственника жилого помещения, членов семьи собственника жилого помещения. Установление основ предоставления жилых помещений малоимущим гражданам в жилищном фонде социального использования, определение оснований признания граждан малоимущими. Определение порядка предоставления жилых помещений в жилищном фонде социального использования, служебном и специализированном жилищных фондах, регулирования отношений, связанных с пользованием указанными жилыми помещениями. Установление правового режима общего имущества многоквартирного дома. Регулирование основ управления многоквартирными домами. Регулирование создания и деятельности товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов. Регулирование платы за жилое помещение и коммунальные услуги, социальной защиты граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг Вступление в силу: 1 марта 2005 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» 29.12.04 № 189-ФЗ Содержание: Установление порядка и срока введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации: признание утратившими силу Жилищного кодекса РСФСР (за исключениями), Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Федерального закона «О товариществах собственников жилья» и некоторых других законодательных актов; отмена бесплатной приватизации жилых помещений; регулирование прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, в части их учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма; установление требования обязательного преобразования жилищного или жилищно-строительного кооператива, в котором выплачены все паевые взносы, в товариществ собственников жилья; регулирование порядка перехода земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Вступление в силу: 13 января 2005 г. Норма об отмене бесплатной приватизации жилых помещений, а также об отмене права на бесплатную передачу жилых помещений в муниципальную собственность (деприватизация), вступает в силу с 1 января 2007 г. (для граждан, ставших нанимателями жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах после 1 марта 2005 г., право на приватизацию не предусмотрено). Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, в которых выплачены все паевые взносы, не преобразованные в ТСЖ, подлежат ликвидации с 1 января 2007 г. «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» 29.12.04 № 194-ФЗ Содержание: Исключение из состава имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, жилых помещений и земельных участков, которые являются предметом ипотеки и на которые возможно обращение взыскания в соответствии с законодательством об ипотеке. Вступление в силу: 9 января 2005 г. «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» 30.12.04 № 213-ФЗ Содержание: Отмена требования обязательного нотариального удостоверения договоров ипотеки; установление требования получения согласия органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения только в тех в случаях, когда в таком помещении проживают члены семьи собственника, над которыми установлена опека или попечительство, или оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние; установление нормы, определяющей, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника; признание объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом; распространение при ипотеке земельного участка права залога на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя, если договором не предусмотрено иное. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 30.12.04 № 216-ФЗ (Комментарий) Содержание: Предоставление возможности изменения сроков и процентных ставок по ипотечным кредитам, удостоверенным закладной; отмена требования обязательного нотариального удостоверения договоров ипотеки; распространение ипотеки в силу закона на земельный участок, приобретенный с использованием кредитных средств или средств целевого займа, а также на земельный участок (право аренды на него), на котором производится строительство или приобретается жилой дом на кредитные (заемные) средства; установление возможности обращения взыскания на жилое помещение и прекращения права пользования прежним собственником и членами его семьи жилым помещением, находящимся в ипотеке в обеспечение кредита на улучшение жилищных условий, включая не только жилое помещение, приобретаемое за счет кредитных средств, но и любое другое жилое помещение; ограничение возможности необоснованного вмешательства органов опеки и попечительства в процесс ипотечного кредитования; создание правовой базы системы страхования кредитных рисков в ипотечном жилищном кредитовании, что позволит кредиторам снизить требования к размеру первоначального взноса. Вступление в силу: 10 января 2005 г. «О кредитных историях» 30.12.04 № 218-ФЗ Содержание: Создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами (коммерческими банками) через регулирование деятельности бюро кредитных историй. Вступление в силу: 1 июня 2005 г. Часть 3 статьи 5 (обязанность кредитных организаций предоставлять информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй о заемщиках с их согласия) вступает в силу с 1 сентября 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях» 30.12.04 № 219-ФЗ Содержание: Приведение законодательства в соответствие с Федеральным законом «О кредитных историях». Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (уточнение понятия банковской тайны), изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих санкции за нарушение порядка ведения и хранения кредитных историй, порядка распространения информации, в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части установления обязанности кредитных организаций предоставлять информацию хотя бы одному бюро кредитных историй. Вступление в силу: 1 июня 2005 г. Пункт 1 и подпункт «б» пункта 3 статьи 1 (ответственность кредитных организаций за непредоставление информации в бюро кредитных историй) вступают в силу с 1 сентября 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» 29.12.04 № 193-ФЗ Содержание: Установление процедуры реализации ипотечного покрытия в случае несостоятельности (банкротства) эмитента облигаций с ипотечным покрытием; установление требования о том, что размер ипотечного покрытия облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных кредитной организацией, может превосходить размер обязательств по этим облигациям не более чем на 20 %; введение жилищных ипотечных облигаций; предоставление кредитным организациям права выдачи ипотечных сертификатов участия; обеспечение возможности выпуска ипотечных облигаций с переменными процентными ставками. Вступление в силу: 9 января 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» 29.12.04 № 192-ФЗ Содержание: Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления величины ипотечного покрытия в качестве верхнего ограничения на объем выпуска облигаций с ипотечным покрытием акционерными обществами, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части установления требования об исключении из конкурсной массы при банкротстве эмитента облигаций с ипотечным покрытием имущества, входящего в состав ипотечного покрытия. Вступление в силу: 9 января 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 29.12.04 № 196-ФЗ Содержание: Снижение транзакционных издержек и рисков при совершении сделок на рынке жилья, ипотечном кредитовании и кредитовании строительства жилья: установление оснований для определения обременений (ограничений), сведения о которых подлежат внесению в государственный реестр; внесение в реестр сведений об ограничении дееспособности правообладателей, а также о проживающих совместно членах семьи собственника жилого помещения, над которыми установлена опека или попечительство или оставшихся без родительского попечения; уточнение ответственности органов по регистрации прав на недвижимость; упрощение порядка государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства; расширение доступности сведений государственного реестра прав на недвижимость, в том числе для получения статистических данных; установление возможности предоставления при регистрации прав и сделок нотариально заверенной копии учредительных документов юридических лиц; фиксирование времени подачи документов на регистрацию с целью сделать юридически значимым момент подачи заявления. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в статью 223 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 30.12.04 № 217-ФЗ Содержание: Законодательное и финансовое обеспечение прав добросовестных приобретателей недвижимости, в том числе в жилищной сфере. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» 20.08.04 № 104-ФЗ Содержание: Существенное снижение размера государственной пошлины за обязательное нотариальное удостоверение договора ипотеки на переходный период до отмены обязательности нотариального удостоверения договора ипотеки, которая отменяется Законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.04 № 213-ФЗ; отмена государственной пошлины за государственную регистрацию договора ипотеки, выдачу документа о данной регистрации и предоставление выписки из реестра о государственной регистрации договора ипотеки, которая дублирует плату за регистрацию. Вступление в силу: 23 сентября 2004 г. С 1.01.05 Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» признан утратившим силу в связи с введением в действие главы 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации, в которой учтены нормы настоящего закона. С 1 января 2005 г. обязательное нотариальное удостоверение договора ипотеки отменяется. «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 109-ФЗ Содержание: Отнесение к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, операций по реализации жилых домов и жилых помещений, а также отнесение операций по продаже земельных участков к операциям, которые не признаются объектом налогообложения НДС. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 107-ФЗ Содержание: Снижение на переходный период (до 1 января 2007 г.) до 9 % ставки налога на прибыль по доходам инвесторов по ипотечным ценным бумагам, а также по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет. После 1 января 2007 г. установление ставки налога по ипотечным ценным бумагам — 15 %. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 112-ФЗ Содержание: Снижение срока нахождения жилого помещения в собственности налогоплательщика, после которого имущественный вычет предоставляется в полном объеме средств, полученных от его продажи, с 5 до 3 лет; конкретизация состава фактических расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры, по которым налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета; изменение механизма предоставления имущественного налогового вычета с целью установления возможности получения вычета при приобретении и продаже гражданами жилого дома или квартиры, в том числе при погашении процентов по ипотечным кредитам (займам), у налогового агента (работодателя); распространение имущественного налогового вычета на погашение процентов по целевым кредитам (займам) на приобретение и строительство жилья на территории Российской Федерации, предоставленным как банками Российской Федерации, так и другими российскими организациями; установление ставки 13 % по налогообложению доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми кредитами (займами) на приобретение или строительство жилья, на основании документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов); снижение на переходный период (до 1 января 2007 г.) налоговой ставки до 9 % для доходов физических лиц по ипотечным ценным бумагам. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 105-ФЗ Содержание: Внесение изменений в части налога на прибыль организаций, позволяющих учесть специфику деятельности ипотечного агента — специальной организации — эмитента облигаций с ипотечным покрытием и его взаимодействия с организацией-учредителем, в том числе исключение из налоговой базы ипотечного агента по налогу на прибыль доходов в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю» 20.08.04 № 116-ФЗ Содержание: Дифференциация земельного налога на период проектирования и строительства жилья и после государственной регистрации прав на вновь построенный объект с целью стимулирования завершения строительных работ. Вступление в силу: 1 января 2005 г. С 1.01.06 Закон Российской Федерации «О плате за землю» и настоящий закон утрачивают силу в связи с принятием главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, в который включены нормы настоящего закона. «О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 111-ФЗ Содержание: Поступление доходов от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков для целей жилищного строительства в полном объеме в местные бюджеты до разграничения государственной собственности на землю. Вступление в силу: 1 января 2005 г. С 1.01.06 статья 60 Бюджетного кодекса утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», которым нормы настоящего закона учтены в статье 61 Бюджетного кодекса. Градостроительный кодекс Российской Федерации 29.12.04 № 190-ФЗ Содержание: Совершенствование законодательного регулирования градостроительной деятельности: определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере территориального планирования и планировки территории; определение содержания документов территориального планирования, порядка их подготовки и принятия; определение содержания и состава нормативных правовых актов органов местного самоуправления по градостроительному зонированию — правил землепользования и застройки, порядка их подготовки, принятия и применения; определение содержания документации по планировке территории, порядка ее подготовки и утверждения; установление требований по обязательному проведению публичных слушаний при принятии документов градостроительного регулирования; определение содержания проектной документации, порядка ее подготовки, выдачи разрешений на строительство, осуществления строительства, проведения строительного контроля и государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; определение содержания и порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; установление ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Вступление в силу: 30 декабря 2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» 29.12.04 № 191-ФЗ (Комментарий) Содержание: 1. Установление сроков введения в действие отдельных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также правовых последствий, наступающих по истечении этих сроков, таких как: — запрет резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевода земель из одной категории в другую без документов территориального планирования — с 1 января 2006 года; — запрет подготовки документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования — с 1 января 2006 года; — запрет проведения иных видов государственных экспертиз в отношении проектной документации, кроме единой государственной экспертизы проектной документации — с 1 января 2007 года; — запрет проведения иных видов государственного контроля при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, кроме единого государственного надзора — с 1 января 2007 года; — запрет процедур предварительного согласования мест размещения объектов строительства, а также запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки — с 1 января 2010 года. 2. Внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации: — определение особенностей предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе требование и порядок предоставления земельных участков в собственность или аренду только на открытых аукционах, порядок предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства; — установление перечня объектов государственного или муниципального значения, для размещения которых допускается изъятие (выкуп) земельных участков. Вступление в силу: 9 января 2005 г. Нормы об обязательном предоставлении земельных участков для жилищного строительства в собственность или аренду только на открытых аукционах, а также о порядке организации и проведения таких аукционов вступают в силу с 1 октября 2005 г. (Комментарий) Глава 7 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности» вступает в силу с 1 июля 2006 г. «О внесении изменений в статью 256 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 20.08.04 № 110-ФЗ Содержание: Предоставление частным инвесторам-операторам права начисления амортизации на имущество, полученное в пользование, в течение срока действия инвестиционного соглашения. Вступление в силу: 1 января 2005 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 30.12.04 № 210-ФЗ Содержание: Установление основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, установления надбавок к ценам (тарифам) и принципов формирования платы за подключение объектов нового жилищного строительства к системам коммунальной инфраструктуры. Определение полномочий Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Установление обязательности применения предусмотренного законом порядка регулирования тарифов и надбавок всеми органами регулирования и организациями коммунального комплекса. Вступление в силу: 1 января 2006 г. Положения, устанавливающие возможность превышения стоимости электрической и тепловой энергии, складывающейся с учетом тарифов и надбавок на товары и услуги в сфере электро– и теплоснабжения, предельных уровней тарифов на тепловую и электрическую энергию, вступают в силу с 1 июня 2008 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 30.12.04 № 211-ФЗ Содержание: Внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях в целях усиления административной ответственности должностных лиц за нарушение установленного порядка регулирования тарифов. Внесение изменений в Федеральные законы «Об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью уточнения положений, устанавливающих порядок регулирования тарифов локальных естественных монополистов в сфере тепло– и электроснабжения. Вступление в силу: 1 января 2006 г. Изменения в КОАП РФ и в Федеральный закон 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. вступают в силу со 2 января 2005 г. Изменения в закон 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г., предусматривающие возможность превышения стоимости электрической и тепловой энергии, складывающейся с учетом тарифов и надбавок производителей товаров и услуг в сфере электро– и теплоснабжения, предельных уровней тарифов на тепловую и электрическую энергию, вступают в силу с 1 июня 2008 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 30.12.04 № 214-ФЗ (Комментарий) Содержание: Защита прав и интересов граждан и юридических лиц, вкладывающих средства в строительство жилья и иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения) в порядке долевого участия: снижение рисков участников долевого строительства за счет установления обязанности застройщиков по раскрытию информации как о самих застройщиках, так и о проектах жилищного строительства («проектная декларация»); установление обязательных условий, порядка заключения, изменения и исполнения договоров участия в долевом строительстве; обязательность учета договоров участия в долевом строительстве для недопущения передачи прав на одну строящуюся квартиру или иной объект долевого строительства одновременно нескольким лицам; обеспечение возврата застройщиком средств участников долевого строительства при невыполнении договора путем установления залога земельного участка и строящегося объекта; государственный контроль за долевым строительством; установление административной ответственности за привлечение средств на строительство лицами, не имеющими на это права, за опубликование недостоверной информации в проектной декларации, за нарушение требований к отчетности застройщика. Вступление в силу: 31 марта 2005 г. «О жилищных накопительных кооперативах» 30.12.04 № 215-ФЗ (Комментарий) Содержание: Снижение рисков и обеспечение прозрачности использования средств граждан, вкладывающих их в приобретение жилья через участие в жилищных накопительных кооперативах: ограничение видов деятельности, осуществляемых ЖНК; ограничение числа членов ЖНК (50–5000 граждан) и регистрация сведений о новых членах в реестре юридических лиц; установление ответственности членов ЖНК за убытки кооператива в пределах паенакоплений; недопустимость заключения возмездных договоров между ЖНК и членом ЖНК, предметом которых являются отношения, вытекающие из членства в кооперативе; установление перечня и порядка предоставления информации и документов членам ЖНК и иным гражданам; установление требований к формам участия членов ЖНК в деятельности кооператива, к приобретению (строительству) и передаче в пользование жилых помещений; установление видов взносов, порядка их внесения и использования паевого фонда; создание условий контроля членами ЖНК деятельности органов управления кооператива; порядок возврата членам ЖНК действительной стоимости пая при прекращении членства в кооперативе; приобретение членом ЖНК права собственности на жилое помещение; установление требований и нормативов финансовой устойчивости кооператива; порядок государственного контроля за деятельностью ЖНК; возможность саморегулирования деятельности ЖНК. Вступление в силу: 31 марта 2005 г. Положения о деятельности саморегулируемых организаций ЖНК вступают в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (принят в первом чтении) Содержание: Введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере (включая жилье, дачные и садовые домики, гаражи, а также земельные участки, на которых они расположены или которые предоставлены для строительства данных объектов недвижимости) на основе массовой оценки рыночной стоимости объектов, предусмотрев единые ставки налогообложения для физических и юридических лиц, а также необлагаемый минимум для физических лиц — собственников жилья. «Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг» (принят в первом чтении) Содержание: Привлечение частных инвесторов-операторов в сферу управления и развития объектов коммунальной инфраструктуры с целью решения одной из основных проблем, препятствующих увеличению объемов жилищного строительства, которая состоит в отсутствии земельных участков, обеспеченных необходимой коммунальной инфраструктурой.

Жилищный кодекс снова меняется („Квартирный ряд“, № 23 (542) от 9 июня 2005г.)

Три месяца в стране действует новый Жилищный кодекс РФ. Но уже внесено несколько законопроектов, которые корректируют некоторые нормы ЖК, закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и других законодательных актов.

Первым внес проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации» председатель комитета по законодательству Государственной Думы Павел Крашенинников с группой депутатов от «Единой России».

Второй проект подписан депутатами ГД от Москвы Галиной Хованской, Михаилом Задорновым и другими депутатами, не входящими в «Единую Россию».

Комментирует проекты законов депутат Государственной Думы Галина Хованская.

– Основной объем поправок в проекте, представленном «единороссами», идет как раз в Жилищный кодекс. Анализируя его, можно сказать, что одни поправки – это исправление собственных ошибок, другие – действительно необходимые изменения, уточняющие и дополняющие некоторые положения. К сожалению, в проекте есть попытки провести ревизию гражданского законодательства, с чем согласиться совершенно невозможно. Это усугубляет ситуацию, которая сложилась в связи с принятием закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», где отменяются обязательства, ранее взятые на себя государством и органами местного самоуправления. Посмотрим по статьям.

Ордер – не договор

Вносится изменение в закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (часть первая статьи 4). Там есть запись о передаче в собственность помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма. Чтобы исключить неоднозначные толкования, делается корректировка. Предлагается слова «по договорам социального найма» заменить словами «на условиях социального найма». Это правильная поправка. Большинство граждан живет в квартирах, вселившись по ордеру. Со многими из них до 1 марта 2005 года так и не был заключен договор социального найма, но они имеют право до 1 января 2007 приватизировать свои квартиры.

Собственники в опасности

Дальше предлагается поправка, которая касается первой части Гражданского кодекса РФ. С ней совершенно нельзя согласиться. Идет ревизия норм о порядке распоряжения общим имуществом собственников. Вносятся изменения в 246, 247, 252 статьи Гражданского кодекса. Сейчас распоряжение общим долевым имуществом происходит с согласия всех собственников. Изъятие сделано в ЖК только для многоквартирных домов, причем совершенно не обязательно, чтобы там были созданы товарищества или ЖСК. Собственники жилых помещений на своих собраниях сами определяют порядок распоряжения общим имуществом. Этому посвящена в ЖК глава 6 «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников». Там говорится, что решения могут приниматься двумя третями голосов от общего числа голосов. К сожалению, предлагается принять порочную концепцию. Дописываются слова «если законом не установлен иной порядок распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности».

Что может получиться? Любым федеральным законом можно установить иной порядок распоряжения, и здесь нет ограничений. Если будут приняты эти поправки, тогда в соответствии с любым федеральным законом можно будет принять решение, за которое проголосует всего 50% или 30% собственников. Я считаю, что это грубейшее нарушение прав собственников. Могут быть самые разные ситуации. Представьте, что нежилые помещения равны по площади жилым, а ведь количество голосов, которым обладает каждый собственник на собрании, пропорционально его доле площади в доме. Тогда собственники нежилых помещений могут проигнорировать интересы жильцов. Кстати, такое положение скажется на управлении жилым домом, на его содержании.

Ответим и за перепланировку, и за переустройство

Дается поправка, корректирующая административный кодекс. В части 2 статьи 7.21 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после слова «перепланировка» дописывают слова «и (или) переустройство», так как необходимо предусмотреть ответственность не только за самовольную перепланировку жилых помещений, но и за их переустройство.

Лишняя норма

Статья 4 законопроекта вносит изменения в ЖК. Она исключает из статьи 46 часть 7, в которой рассматривается ситуация, когда в доме всего один собственник. Разумеется, в таком случае он принимает решение единолично. Эта поправка нужна, норма была избыточная.

Реорганизовать и ликвидировать!

Следующая поправка исправляет совершенную нелепицу. В проекте предлагается исключить часть 2 статьи 140 «Реорганизация товарищества собственников жилья». В ней говорится, что ТСЖ по решению общего собрания могут быть преобразованы в ЖСК или ЖК. А в статье 14 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» записано, что ЖК или ЖСК, в котором все члены внесли паевые взносы за квартиры, подлежат «до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации». Одна статья противоречит другой. Причем, непослушные ЖСК будут ликвидированы в судебном порядке. Я категорически возражаю против такого способа ликвидации ЖСК.

Права первоочередников и внеочередников сохранятся

Поправка, по которой наши мнения совпали, касается части 2 статьи 6 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Речь идет о гражданах, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Им гарантируется получение жилых помещений по договорам социального найма. Отмечено, что этим гражданам предоставляют жилые помещения в порядке, предусмотренном кодексом. А в ЖК институт первоочередного получения жилья ликвидирован, его просто нет. Но так как в части 2 статьи 55 Конституции говорится, что не могут в РФ приниматься законы, отменяющие или умаляющие права граждан, то авторы кодекса решили исправить свои ошибки, исключить возникающую неопределенность в отношении прав «старых» очередников. Они предлагают дополнить норму словами, что сохраняется право на получение жилых помещений, «в том числе право получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке». Это абсолютно правильно. Правда, в нашем проекте эта норма изложена более подробно.

Земельная статья улучшилась

Предлагается также в законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» изменить статью 16, которая говорит о том, что будет с землей, на которой расположен многоквартирный дом. Новая редакция этой статьи лучше предыдущей. Изменения касаются порядка определения границ имеющегося земельного участка, на котором расположены дом и объекты недвижимости. Определяется срок: в течение 30 дней со дня подачи заявления о проведении кадастрового учета земельного участка осуществляются все предусмотренные законодательством действия, включая подготовку проекта границ участка. И еще один срок: в течение 3 дней со дня выдачи документов кадастровая карта (план) земельного участка передается исполнительными органами власти или местного самоуправления лицу, обратившемуся с заявлением. Раньше сроки не указывались. Это плюс. В этом смысле новая редакция статьи лучше, но она не совершенна. Это понимают сами авторы, и они собираются работать над ней дальше.

Власть отказалась делать ремонт

Пересматривается еще одна норма. Статья 18 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» говорит о том, что орган местного самоуправления проводит конкурс по выбору управляющей организации, если собственники в течение года, то есть до 1 марта 2006 года, не выберут способ управления. Либо это решение о выборе не будет реализовано. Тогда за них выбор сделает власть, государственная или местная.

А вот дальше предлагается дополнить текст: «Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с отменой закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» это заявление – фактически отказ от ранее взятых обязательств. Прежде четко было сказано, что за бывшим наймодателем, то есть государством или муниципалитетом, сохраняется обязанность по капитальному ремонту. Сейчас власть пытается сбросить с себя все ранее принятые обязательства и самое главное – по капитальному ремонту ветхих домов, которые граждане приватизировали, надеясь на обязательства властей.

Цена вопроса по стране – несколько триллионов рублей. Но эти обязательства можно было бы выполнять постепенно, не за один год. К сожалению, вместо этого пытаются полностью отказаться от своих обещаний, переложить это бремя на плечи собственников.

«Институт экономики города» наверх       Загрузок: 6501    всего просмотров  25.01.2007